Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 3

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др.

Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.

Приведу два наблюдения автора за поведением учеников в классах с различным климатом.

Урок математики. Учитель закончил доказательство теоремы, и один из учеников, растерянно глядя на доску, проговорил: «Я что-то не понял, как из формулы (1) мы получили формулу (2)». Ему вторят несколько голосов: «И я не понял». Учитель снова показывает ход доказательства. Вадим Д. говорит: «А я могу доказать эту теорему другим способом. И более коротким». Учитель поддерживает инициативу: «Это интересно. Пройди к доске и покажи свой вариант». Однако доказательство вторым способом не клеится, Вадим допускает ошибки, но в классе не слышно издёвок, насмешек. Все работают - идёт поиск истины. Звенит звонок, учитель прекращает диктовать условие новой задачи, но школьники возражают: «Нет, давайте допишем». За дверью нарастает гул перемены, а в классе все спокойно заканчивают работу.

Такие рядовые «картины школьной жизни» можно наблюдать лишь в классе, где ученики не боятся проявить себя, задать вопрос учителю, не рискуя быть осмеянными в случае ошибки, где сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку, т.е. в классе с благоприятным психологическим климатом. Теперь пример из жизни другого класса.

Урок зоологии. Дети работают над темой «Перепончатокрылые». У доски Денис отвечает домашнее задание. Он рассказывает о пчёлах увлечённо, с настроением, но допускает неточности, ошибки, кроме того, мальчик косноязычен. На дополнительные вопросы преподавателя отвечает путано. Учительница подводит итог: «Я думала, что ты больше знаешь о пчёлах», и предлагает другим ученикам в классе оценить прозвучавший ответ.

Видимо, этот приём взаимооценивания она применяет не в первый раз. Возможно, в других классах он эффективен, но в этом классе происходит следующее. Лёша, которому предложили выставить оценку, отказывается: «Что я, учитель - оценки ставить?!» Следующая девочка Алина выдавливает из себя: «Он отвечал на три». Учительница соглашается с такой отметкой и выставляет её в журнал. Денис обижен, раздосадован, с вызовом бросает: «Уж ставьте сразу два!» Но главным его врагом становится Алина, предложившая поставить тройку за ответ. Всё оставшееся время урока он потратил не на дальнейшее изучение темы, а на поиски наиболее обидных и унизительных характеристик своей обидчицы.

Видим, что в классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении. Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологические особенности неосторожных преступников
Основная особенность этой категории преступников — дефекты психической саморегуляции. Неосторожные преступные деяния: нарушение правил безо­пасности эксплуатации технических средств, преступная халат­ность, нарушение правил охраны труда, пожарной безопаснос­ти, неосторожные убийства и др. — характерны для лиц с де­фектами психической с ...

Типология личности преступника
В основе криминально-психологической классификации лич­ности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения пре­ступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная ег ...

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину ...