Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 3

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др.

Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.

Приведу два наблюдения автора за поведением учеников в классах с различным климатом.

Урок математики. Учитель закончил доказательство теоремы, и один из учеников, растерянно глядя на доску, проговорил: «Я что-то не понял, как из формулы (1) мы получили формулу (2)». Ему вторят несколько голосов: «И я не понял». Учитель снова показывает ход доказательства. Вадим Д. говорит: «А я могу доказать эту теорему другим способом. И более коротким». Учитель поддерживает инициативу: «Это интересно. Пройди к доске и покажи свой вариант». Однако доказательство вторым способом не клеится, Вадим допускает ошибки, но в классе не слышно издёвок, насмешек. Все работают - идёт поиск истины. Звенит звонок, учитель прекращает диктовать условие новой задачи, но школьники возражают: «Нет, давайте допишем». За дверью нарастает гул перемены, а в классе все спокойно заканчивают работу.

Такие рядовые «картины школьной жизни» можно наблюдать лишь в классе, где ученики не боятся проявить себя, задать вопрос учителю, не рискуя быть осмеянными в случае ошибки, где сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку, т.е. в классе с благоприятным психологическим климатом. Теперь пример из жизни другого класса.

Урок зоологии. Дети работают над темой «Перепончатокрылые». У доски Денис отвечает домашнее задание. Он рассказывает о пчёлах увлечённо, с настроением, но допускает неточности, ошибки, кроме того, мальчик косноязычен. На дополнительные вопросы преподавателя отвечает путано. Учительница подводит итог: «Я думала, что ты больше знаешь о пчёлах», и предлагает другим ученикам в классе оценить прозвучавший ответ.

Видимо, этот приём взаимооценивания она применяет не в первый раз. Возможно, в других классах он эффективен, но в этом классе происходит следующее. Лёша, которому предложили выставить оценку, отказывается: «Что я, учитель - оценки ставить?!» Следующая девочка Алина выдавливает из себя: «Он отвечал на три». Учительница соглашается с такой отметкой и выставляет её в журнал. Денис обижен, раздосадован, с вызовом бросает: «Уж ставьте сразу два!» Но главным его врагом становится Алина, предложившая поставить тройку за ответ. Всё оставшееся время урока он потратил не на дальнейшее изучение темы, а на поиски наиболее обидных и унизительных характеристик своей обидчицы.

Видим, что в классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении. Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Структура личности по З. Фрейду
В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный мом ...

Мать и ребенок. О природе материнского поведения
Определяется ли материнское поведение у людей генетически заложенной программой? В настоящее время не существует единства мнений относительно сугубо биологической основы поведения матери по отношению к младенцу. Некоторые склонны подчеркивать биологические аспекты материнства, в то время как другие - социальные. С эволюционной точки зр ...

Структура и общая характеристика волевых качеств
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым ...