Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 2

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

«Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, - отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству.

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата.

Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. Эти направления были «подсказаны» А.С. Макаренко. В его лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» [14] выделяются те отношения, которые автор считал главными, определяющими стиль коллектива. Во главу угла он ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане - общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом.

Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив . Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.

А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства . Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.

Важными характеристиками стиля и тона А.С. Макаренко считал способность каждого члена коллектива к ориентировке и торможению. «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это, прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего». Под торможением понималось умение уступить товарищу, «в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», - писал А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике . Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко:

мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Контрацепция и планирование семьи
Здоровый секс предполагает хорошее знание собственного тела и бережное отношение к нему. Наличие противозачаточных средств и умение ими пользоваться – необходимый элемент сексуальной культуры. Вред здоровью женщины от аборта значителен, а нерожавшие нередко становятся после аборта бесплодными. Многие так называемые «естественные» метод ...

Методика шифровки цифровых символов.
Это один из невербальных подтекстов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. про- - извести как ...

Основы постижения внутреннего мира собеседника
Скорость прочтения "внутреннего мира" другого человека и качество этого прочтения у разных людей неодинаковы. Эти характеристики могут быть значительно усилены при наличии соответствующих знаний и достаточного жизненного опыта. Основные условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника. 1) Стараться избежать шаб ...