Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 1

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой - особенно в части народного образования - модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» [8:С.21].

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» [12:C.193],

писал он. До настоящего времени остаётся много нерешённых вопросов: каковы закономерности формирования климата? Какие факторы в наибольшей степени определяют характер климата? Какова технология его совершенствования и, если необходимо, исправления?

Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) - это то, что я называю стилем работы», - писал А.С.Макаренко [14:С.297]. «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений (курсив мой), в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива. Именно отношения, их характер описывал А.С. Макаренко, говоря о стиле и тоне. Нормой считался, к примеру, «тон достоинства», «несимпатичным тоном» было жаловаться посторонним, утратой стиля считалось появление пыли и грязи в помещениях и др.

А.С. Макаренко заботили, прежде всего, формирующиеся отношения к различным сторонам действительности. Он опирался на психологию отношений, полагая, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

Отношенческий подход позволил сделать новый виток в исследовании сущности психологического климата группы. В современной педагогике под социально-психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального и др.) каждого члена группы [15:С.92].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Моральная поддержка
Положительный настрой – одно из важных условий. От этого может зависеть, найдет человек работу или нет. Безработные очень ценят моральную поддержку, которая помогает им не отдаляться от других и не опускать руки в бессилии. К тому же это помогает безработным сохранять чувство собственного достоинства, которое они порой теряют из-за того ...

Словарик по теме
Агрессия – тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых состоит в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, унизить. Агрессия может проявляться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное, ( например, отказ от помощи), так и п ...

Современные теории личности в психологии. Теории личности зарубежных психологов
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека [1]. В современной психологии выделяют восемь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и ...