Психологическая структура преступного действия
Страница 5

Материалы » Психология преступного поведения » Психологическая структура преступного действия

Структурно-психологический анализ, т. е. рассмотрение совершенного преступного акта поведения в единстве с предшествующей деятельностью этого лица (как правило, до преступления), дает возможность выявить всю деятельность в целом и входящие в нее непреступные действия, в которых в большинстве случаев четко выражены мотивы и цели их совершения.

Это помогает в оперативно-розыскной деятельности выявить весь психологический механизм деятельности лица, в которой преступный акт поведения выступает в качестве последнего завершающего действия, являясь по закону самостоятельным актом поведения. Эти действия в большинстве случаев прогнозируются, планируются, подготавливаются, наконец, для их совершения используются знания, опыт, навыки. Даже в том случае, если совершено преступление без заранее обдуманного плана, когда преступное решение действовать возникло под влиянием создавшейся ситуации, полностью проявляются эти сложившиеся психические изменения личности.

Социально-психологические дефекты всегда входят элементом даже в психологическую структуру преступлений, совершенных по небрежности, самонадеянности. Элементами психологической структуры преступления, как уже нами отмечалось, выступают также наличие цели на удовлетворение противоправной потребности (или способа для ее удовлетворения), знания, мыслительная деятельность по прогнозированию, подготовке, совершению преступных действий, сокрытию следов преступления и т. д. Выявление психологической структуры преступления позволяет полнее устанавливать истину, определять пути перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Только в том случае, если досконально изучены психологическая структура преступления, элементы каждого преступного действия, представится возможность более целенаправленно осуществлять деятельность по ликвидации этой структуры.

Преступление, как и всякий человеческий поступок, представляет собой результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и объективной (внешней для индивида) ситуации, в которой человек принимает конкретное поведенческое решение.

Каждое отдельное преступление детерминируется, с одной стороны, личностными особенностями данного индивида — его потребностями, интересами, мотивами, целями, а в конечном итоге — взглядами и отношениями к различным социальным ценностям и установлениям, в том числе к правовым предписаниям и запретам; с другой — совокупностью внешних объективных обстоятельств, которые, взаимодействуя с личностными обстоятельствами, вызывают намерение и решимость совершить умышленное преступление или действие (бездействие), приводящее к преступному результату по неосторожности.

При этом с позиций изучения причин отдельного преступления и практических задач профилактики личностные особенности интересуют криминологию не только в статике, как уже сложившиеся, но главным образом в их динамике — зарождении и развитии, т.е. в связи с условиями нравственного формирования личности.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, и внешних негативных обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию). Данный вывод указывает на два уровня взаимодействия личности с социальной действительностью при совершении конкретного преступления: уровень условий нравственного формирования индивида и уровень конкретной ситуации совершения преступления.

На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются психологические. предпосылки, возможность совершения преступления данным лицом. На уровне конкретной ситуации подобная возможность реализуется в действительность. На этих двух уровнях проявляется и связь причин и условий преступности с причинами и условиями отдельного преступления. Причины и условия преступности различными своими сторонами «входят» в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании, и в то же время они определяют конкретные ситуации, в которых оказывается и действует индивид. В свою очередь причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне причины преступности и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Словарик по теме
Б–любовь – бытийная любовь, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или использовать его. Д–любовь – дефицитарная любовь или эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому. Дефицитарные мотивы – Д-мотивы. Направлены на удовлетворение биологических ...

Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе. Методика и цели диагностики степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации, В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №32 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов. Учащимся было предложено выполн ...

Стратегии построения успешной карьеры работников Российских государственных организаций
Учеными РАГС были проведены исследования успешности карьеры государственных служащих. В результате исследований выявлено, что опти- мально выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет госслужащему найти свое место в структуре управления, стимулирует его к более полному раскрытию профессионального, де ...