Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
Страница 3

Материалы » Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье » Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье

Важные задачи психодраматической работы - создать безопасные условия, где ребенок мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить конструктивно выражать гнев. Психодрама предоставляет возможность для выражения гнева. Еще основатель психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов к проигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы люди могли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублением самоосознания и расширением миропонимания.

После того как наличие гнева признано, а выражение его в игровой форме «стало позволено», ребенок начинает контролировать свое поведение и ощущает себя в безопасности. Итак, психодрама может помочь:

- отыграть вовне драму внутреннего мира;

- овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;

- поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;

- найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;

- освоить новые роли и модели поведения.

Психодрама позволяет моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли. По словам Адама Блатнера, «психодрама в деталях раскрывает перед нами бессознательное отыгрывание в поведении, которым мы пользуемся в качестве защитного механизма для разрядки внутренних импульсов во время символического или реального действия» [20, с. 6].

Очень важно, что психодрама использует естественные способы исцеления взрослых и детей, перенесших тяжелую психическую травму. Некоторые психологические защитные механизмы проявляются в поведении, не получающем общественного одобрения, и поэтому воспитатели эти механизмы в лучшем случае игнорируют, а чаще - подавляют (депрессивных детей родители заставляют не унывать, а раздраженных - успокоиться).

Алам Блатнер также отмечает, что ваша культура многие человеческие качества относит исключительно к детству, например такие, как спонтанность, креативность и желание играть, тем самым препятствуя проявлению детской непосредственности во взрослой жизни. психодраматическая же работа с детьми позволяет развивать эти качества и с уважением относиться к их проявлениям. Дети отлично чувствуют символическую реальность. В ней они получают возможность сыграть множество ролей, примеряя их на себя, и вместе с тем приобрести опыт интеграции возникающих в процессе игры переживаний. Психодрама не препятствует естественному поведению детей, наоборот - она его поощряет и, если смотреть шире, дает детям возможность почувствовать, что их принимают и ценят.

Важное значение в психодраме придается эмоциональному отреагированию негативного жизненного опыта в процессе ролевого взаимодействия. Такое отреагирование Я. Морено, вслед за Аристотелем, называл катарсисом, то есть очищением. Но, в отличие от Аристотеля, для Я. Морено катарсис является отреагированием не только через сострадание и страх, но и через очищающую силу юмора и смеха. Члены группы во время драматической импровизации как бы отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводу реальных событий и получают возможность увидеть свою жизнь глазами других людей. Морено говорил: «Сначала имеет место воспроизведение, вслед за ним приходит время переобучения». При работе с детьми, пережившими насилие, целесообразно особо выделять стадию восстановления доверия, без которой воспроизведение состояться не может [20, с. 6].

Страницы: 1 2 3 4


Практическое задание
Какие из приведенных ниже утверждений о пирамиде Маслоу Вы считаете правильными? А. Она нарисована Маслоу в одной из его публикаций. B. Она справедлива для всех людей, в том числе для ученых, писателей, художников. C. Она очень проста и поэтому нравится студентам и преподавателям. D. Она хорошо иллюстрирует анекдот о поиске под фона ...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций мужчин. Описание методов и выборки исследования
Целью эмпирической части явилось исследование терминальных и инструментальных ценностей, а также смысло-жизненных ориентаций мужчин. Задачи эмпирического исследования: - изучить терминальные и инструментальные ценности мужчин; - проанализировать содержательную сторону направленности личности и мотивацию жизненной активности мужчин; ...

Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье. Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитаци ...