Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
Страница 2

Материалы » Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье » Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье

Работая с детьми, которые пережили сексуальное принуждение, мы обязательно должны верить ребенку. О том, что произошло в действительности, знают лишь он и его мучитель. Только ребенок знает, как к нему приставали, что именно случилось и как это на него повлияло. Важно помнить, что эти дети испытали на себе равнодушие, невнимание и жестокость со стороны взрослых. Отсюда их недоверие, настороженность, постоянное ожидание «вероломства». Прежде чем такой ребенок подпустит к себе, психологу предстоит пройти «проверку на лояльность».

Чем сильнее нарушена целостность «Я» ребенка, подвергшегося жестокому обращению, тем больше поддерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлению целостности, должно включаться в психодраму.

Это может достигаться, например, более близкой к этому ребенку (даже в смысле пространственного расположения) поддерживающёй позицией ведущего и группы, сокращением времени сеанса, сокращением количества сцен и увеличением «разговорных моментов», близких к техникам гуманистической, клиентцентрированной терапии, отказом от техники обмена ролями, использованием приема «открытого конца».

Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми - жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научиться доверять другим - значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.

Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Это помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление.

Психодраматические методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Таким образом, они изменяют свое восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных условиях (в том числе и в семье). Достоинства психодраматических методов в том, что они:

- включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

- рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

- фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

- способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения [20, с. 5].

Последнее особенно важно знать тем, кто работает с детьми, испытавшими жестокость. Дело в том, что чувства гнева и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того как ребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феномен подтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер и др.). Сделать больно, отплатить обидчику - вот первые чувства, переполняющие многих из юных жертв насилия, после того как они рассказали о нем на индивидуальной консультации или в группе. Однако они боятся, что гнев нельзя выражать, что их не поймут и осудят (раздражение, гнев традиционно считаются «плохими» эмоциями). Тем более что дети не имеют опыта конструктивного их выражения.

Страницы: 1 2 3 4


Привязанности
Привязанность к определенным людям начинает явно проявляться у младенцев старше 6 месяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности - мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить м ...

Экспериментальная работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик
В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения ...

Старший школьный возраст.
На основе возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем ...