Социальное развитие ребенка в первый год жизни

Материалы » Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве » Социальное развитие ребенка в первый год жизни

В 1970-е годы использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать выводы о наличии у младенцев врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью. Они начинают реагировать на людей с первых дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают рассматривать лицо человека, располагающееся на расстоянии 20 см. А именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. При этом наибольший интерес вызывают глаза, брови, граница волос. К концу первого месяца дети различают голоса, устанавливают контакт с помощью взгляда в глаза взрослому. Отмечается, что уже новорожденные по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения. Кроме того, обнаружено, что новорожденные способны различать выражение лица (счастье, печаль, удивление), а в более позднем возрасте - слайды с выражением радости, гнева и безразличия.

Первые социальные улыбки появляются, начиная с конца первого месяца жизни, сопровождаются взглядом в глаза взрослого и выражают положительное отношение к нему как партнеру по общению.

Надо стараться чаще вызывать улыбку малыша, обращаясь к нему тихим, ласковым голосом, глядя в глаза, нежно поглаживая щечку или тельце. Лучшее время для установления такого общения, когда младенец поел, но еще не начал дремать. В процессе общения с ребенком надо делать паузы, чтобы дать ему возможность ответить и проявить инициативу.

У спящих новорожденных часто можно наблюдать рефлекторную улыбку, в которой участвуют только мышцы рта, ее можно вызвать также легким прикосновением к щеке ребенка.

Социальная улыбка, адресованная другому человеку, появляется у младенцев в конце первого - начале второго месяца после пристального взгляда в глаза взрослого и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается каждому взрослому. Появление социальной улыбки - важное событие в жизни ребенка, так как оно знаменует становление общения.

Известный отечественный детский психолог М.И. Лисина выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалось общение с другими людьми.

1. Взгляд в глаза взрослого, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес к взрослому, настроенность на коммуникацию знаменательным этапом в развитии взаимоотношений матери и ребенка является появление первой социальной улыбки, адресованной матери.

2. Ответная улыбка на воздействия взрослого. Она появляется в конце первого месяца жизни и выражает удовольствие ребенка от общения с взрослым.

3. Инициативная улыбка и оживление, которые младенец использует, чтобы привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей.

4. Реакция на внимание взрослого, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать и продлить эмоциональный контакт. По мнению М.И. Лисиной, только присутствие в поведении всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.


Факторы, препятствующие личностному развитию.
Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает: 1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность по ...

Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы
После этапов планирования и проведения психологического исследования, получения и обсуждения результатов необходимо сделать выводы, или обобщения. Возможности обобщений существенно зависят от реализованного метода исследования (наблюдение, корреляционное исследование, эксперимент или квазиэксперимент). Так, причинные объяснения установл ...

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В соответствующем разделе возрастной психологии в ...