Социальное развитие ребенка в первый год жизни

Материалы » Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве » Социальное развитие ребенка в первый год жизни

В 1970-е годы использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать выводы о наличии у младенцев врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью. Они начинают реагировать на людей с первых дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают рассматривать лицо человека, располагающееся на расстоянии 20 см. А именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. При этом наибольший интерес вызывают глаза, брови, граница волос. К концу первого месяца дети различают голоса, устанавливают контакт с помощью взгляда в глаза взрослому. Отмечается, что уже новорожденные по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения. Кроме того, обнаружено, что новорожденные способны различать выражение лица (счастье, печаль, удивление), а в более позднем возрасте - слайды с выражением радости, гнева и безразличия.

Первые социальные улыбки появляются, начиная с конца первого месяца жизни, сопровождаются взглядом в глаза взрослого и выражают положительное отношение к нему как партнеру по общению.

Надо стараться чаще вызывать улыбку малыша, обращаясь к нему тихим, ласковым голосом, глядя в глаза, нежно поглаживая щечку или тельце. Лучшее время для установления такого общения, когда младенец поел, но еще не начал дремать. В процессе общения с ребенком надо делать паузы, чтобы дать ему возможность ответить и проявить инициативу.

У спящих новорожденных часто можно наблюдать рефлекторную улыбку, в которой участвуют только мышцы рта, ее можно вызвать также легким прикосновением к щеке ребенка.

Социальная улыбка, адресованная другому человеку, появляется у младенцев в конце первого - начале второго месяца после пристального взгляда в глаза взрослого и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается каждому взрослому. Появление социальной улыбки - важное событие в жизни ребенка, так как оно знаменует становление общения.

Известный отечественный детский психолог М.И. Лисина выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалось общение с другими людьми.

1. Взгляд в глаза взрослого, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес к взрослому, настроенность на коммуникацию знаменательным этапом в развитии взаимоотношений матери и ребенка является появление первой социальной улыбки, адресованной матери.

2. Ответная улыбка на воздействия взрослого. Она появляется в конце первого месяца жизни и выражает удовольствие ребенка от общения с взрослым.

3. Инициативная улыбка и оживление, которые младенец использует, чтобы привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей.

4. Реакция на внимание взрослого, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать и продлить эмоциональный контакт. По мнению М.И. Лисиной, только присутствие в поведении всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.


Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы руководителя можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выра ...

Природа и виды мышления.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивает наиболее сложным познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразован ...

Компьютерная игровая зависимость как специфика игровой зависимости несовершеннолетних
В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других "традиционных" зависимостей. Проведение таких параллелей ...