Поведение родителей и привязанностьСтраница 1
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, все же ее сила и качество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.
Что же наиболее важно во взаимоотношениях «отцов и детей» для развития привязанности? Прежде всего это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее его познавательным способностям и настроению. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации. В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к нему и наблюдает за игрой: «Какие красивые машинка и кубики! У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!». Мальчик улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Через несколько минут Петя берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, спрашивает: «Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?». Петя отвечает «да», она начинает читать. Другой полуторагодовалый мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: «Подойди ко мне, я почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к малышу, берет его на руки и говорит: «Давай почитаем». Саша вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, он берет детскую книжку, подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. «Нет, - говорит она, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята».
В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть), чутко реагировала на собственную инициативу малыша (просьбу почитать книжку). Во второй ситуации мать больше склонна «подстраивать ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка. В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери. Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт, который получил название «Незнакомая ситуация» и состоял из нескольких трехминутных эпизодов: ребенок остается в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью. Сначала мать оставляет ребенка с незнакомцем, а потом одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребенка после ухода матери и его поведения после ее возвращения.
В результате исследования были выделены три группы. Детей, которые не очень огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, условно назвали надежно привязанные. Тех, кто не возражал против ухода матери и продолжал играть, не обращая внимания даже на ее возвращение, назвали индифферентными, ненадежно привязанными. Детей третьей группы, которые очень огорчались уходу матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали аффективными, ненадежно привязанными. Последующие исследования показали: тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.
Взаимосвязь адаптации и конфликтности. Определение
адаптации, и её виды
Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический.
Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (температуры, атмосферному давлению, влажности, освещенности), а также к физическим и химическим изменениям ...
Эмпирическое исследование личностных особенностей
созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в июне - августе 2009 года в несколько этапов
:
Первый этап. Определение проблемы исследования.
Второй этап. Формулировка целей, задач, объекта, предмета, выдвижение гипотезы.
Цель
исследования: изучить личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью.
О ...
Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехат ...