Как родители влияют на образ «Я» ребенка
Страница 2

Материалы » Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве » Как родители влияют на образ «Я» ребенка

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.

Развитие образа Я в раннем детстве.

На протяжении раннего детства у детей интенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможностях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и третьем годах жизни? Наблюдения за детьми выявили появление в этот возрастной период целого ряда форм поведения, свидетельствующих о развитии самосознания.

Влияние на поведение других людей. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, можно полагать, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведения. Обычно на третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как, очевидно, осознают свое отличие от других людей, а выполняя какое-нибудь действие, называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш приговаривает: «Я сяду»; строя из кубиков башню, говорит: «Я строю», а направляясь на кухню, повторяет: «Хочу печенья». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой. Например, ребенок говорит: «Я сижу», «Моя книга», «Моя машинка», «Я играю в куклу». К трем годам у детей появляется представление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих. Вот пример беседы взрослого с трехлетним ребенком, который приводит известный американский психолог Джон Флейвелл.

- Я могу видеть, как ты думаешь? - спрашивает экспериментатор.

- Нет, - отвечает ребенок.

- А если я загляну в твои глаза, я увижу, как ты думаешь?

- Нет.

- Почему?

- Потому, что там нет больших дырок.

- Ты хочешь сказать, что, если бы у тебя были большие дырки, я бы увидел, как ты думаешь?

Малыш кивает.

Чувство собственности. В социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собственности. Два трехлетних незнакомых мальчика играли в разных концах комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут один из мальчиков, Саша, несколько раз подходил к другому, Коле, и отбирал у него игрушки. Вначале Коля никак на это не реагировал, но после очередного «нападения» подошел к Саше, взял машинку, с которой только что играл, и отнес к своим игрушкам. Через несколько минут Саша попытался отнять ее, но Коля крепко держал игрушку, отстоял ее.

Вероятно, потеря одной игрушки за другой породила у мальчика мысль о том, что игрушки эти принадлежат ему, хотя он играл с ними впервые. Сопротивляясь обидчику, ребенок утверждается в чувстве собственности, знании о том, что что-то, с чем он действует, может принадлежать ему.

Чувство сопереживания. С развитием образа себя у ребенка появляется способность понимать эмоциональное состояние другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости.

Страницы: 1 2 3


Межличностная аттракция
Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения людей друг к другу в процессе восприятия. Первичное исследование данного процесса было начато в 30-х годах прошлого столетия и началось с анализа вопросов почему людей друг в друге привлекает то или иное. Т.е. был исследован процесс привлекател ...

Оценка деловых качеств личности и определение индивидуального стиля межличностного общения
Оценка деловых качеств и стиля общения претендента на вакантное место очень важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру. Оценка персонала может быть определена с помощью совокупности методов. В каче ...

Потребление и потребности
Цели урока: Развитие в учениках заинтересованность к урокам; Воспитать в учениках экономически образованных личностей; Научить эффективному потреблению благ. Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возмож ...