Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере

Материалы » Гендерные различия протекания кризиса середины жизни » Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере

Гипотеза

исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.

Цель

исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни.

На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи www.cleverbanks.ru

практического исследования:

1. Провести диагностику депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста.

2. По результатам диагностики депрессивных состояний выбрать группу мужчин и группу женщин, находящихся в кризисе.

3. Выявить и сравнить уровни самооценки мужчин и женщин, находящихся в кризисе.

4. Выявить и сравнить отношения мужчин и женщин, находящихся в кризисе, к своей родительской роли.

5. Сделать выводы о наличии гендерных различий переживания кризиса середины жизни.

Выборка

: в исследовании приняли участие 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 40-45 лет.

Для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста была использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова

. Методика состоит из 44-х групп утверждений, в каждой из которых испытуемый должен выбрать одно, наиболее подходящее для него (см. Приложение 1). Каждое утверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3, который одновременно является баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждения. Данная методика позволяет выявить уровень депрессии:

1 – 9 – депрессия отсутствует или незначительна;

10 – 24 – депрессия минимальна;

25 – 44 – легкая депрессия;

45 – 67 – умеренная депрессия;

68 – 87 – выраженная депрессия;

88 и более – глубокая депрессия.

Для диагностики уровней самооценки испытуемых была использована методика исследования самооценки А.Ц.Пуни

, в которой сначала испытуемый должен проранжировать предложенные ему личностные качества по признаку их ценности в данном обществе, а затем - по их выраженности в личности самого испытуемого (см. Приложение 2). Уровень самооценки определяется с помощью коэффициента Спирмена по формуле: rs = 1- [6 S d2 / n (n2 – 1)], где d = |N1 –2|; n = 20.

Полученный коэффицент сравнивается с психодиагностичекой шкалой:

-0,45 – 0,45– низкая самооценка; 0,45 – 0,58 – адекватная самооценка; свыше 0,58 – высокая самооценка.

Для диагностики отношения испытуемых к своей родительской роли нами была использована шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке» методики

PARI

Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери)

, состоящая из 35-ти суждений, по каждому из которых испытуемый должен выразить степень своего согласия: А – полностью согласен (4 балла); а – скорее согласен, чем не согласен (3 балла); б – скорее не согласен, чем согласен (2 балла); Б – полностью не согласен (1 балл) (см. Приложение 3).

Шкала описывает 7 признаков (на каждый из которых приходится 5 вопросов) излишней концентрации родителей на ребенке:

1. Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (номера вопросов: 1, 8, 15, 22, 29);

2. Преодоление сопротивления, подавление воли (2, 9, 16, 23, 30);

3. Создание безопасности, опасение обидеть (3, 10, 17, 24, 31);

4. Исключение внесемейных влияний (4, 11, 18, 25, 32);

5. Подавление агрессивности (5, 12, 19, 26, 33);

6. Подавление сексуальности (6, 13, 20, 27, 34);

7. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (7, 14, 21, 28, 35).

Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18,19,20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие.


Констатирующий эксперимент
Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом пр ...

Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных вза ...

Экспериментальная работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик
В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения ...