ѕсиходиагностическое исследование гендерных различий переживани€ кризиса середины жизни. ѕодбор и разработка психодиагностических методик дл€ исследовани€ гендерных различий переживани€ кризиса сере

ћатериалы ї √ендерные различи€ протекани€ кризиса середины жизни ї ѕсиходиагностическое исследование гендерных различий переживани€ кризиса середины жизни. ѕодбор и разработка психодиагностических методик дл€ исследовани€ гендерных различий переживани€ кризиса сере

√ипотеза

исследовани€ заключаетс€ в предположении о том, что существуют гендерные различи€ переживани€ кризиса середины жизни.

÷ель

исследовани€: вы€вить гендерные различи€ переживани€ кризиса середины жизни.

Ќа основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи –Ч–і–µ—Б—М –Њ—В–Ј—Л–≤—Л –°–Ю–Ґ–†–£–Ф–Э–Ш–Ъ–Ю–Т —Ж–∞—Д—В

практического исследовани€:

1. ѕровести диагностику депрессивных состо€ний мужчин и женщин среднего возраста.

2. ѕо результатам диагностики депрессивных состо€ний выбрать группу мужчин и группу женщин, наход€щихс€ в кризисе.

3. ¬ы€вить и сравнить уровни самооценки мужчин и женщин, наход€щихс€ в кризисе.

4. ¬ы€вить и сравнить отношени€ мужчин и женщин, наход€щихс€ в кризисе, к своей родительской роли.

5. —делать выводы о наличии гендерных различий переживани€ кризиса середины жизни.

¬ыборка

: в исследовании прин€ли участие 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 40-45 лет.

ƒл€ диагностики депрессивных состо€ний мужчин и женщин среднего возраста была использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состо€ний ¬.ј.∆мурова

. ћетодика состоит из 44-х групп утверждений, в каждой из которых испытуемый должен выбрать одно, наиболее подход€щее дл€ него (см. ѕриложение 1).  аждое утверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3, который одновременно €вл€етс€ баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждени€. ƒанна€ методика позвол€ет вы€вить уровень депрессии:

1 Ц 9 Ц депресси€ отсутствует или незначительна;

10 Ц 24 Ц депресси€ минимальна;

25 Ц 44 Ц легка€ депресси€;

45 Ц 67 Ц умеренна€ депресси€;

68 Ц 87 Ц выраженна€ депресси€;

88 и более Ц глубока€ депресси€.

ƒл€ диагностики уровней самооценки испытуемых была использована методика исследовани€ самооценки ј.÷.ѕуни

, в которой сначала испытуемый должен проранжировать предложенные ему личностные качества по признаку их ценности в данном обществе, а затем - по их выраженности в личности самого испытуемого (см. ѕриложение 2). ”ровень самооценки определ€етс€ с помощью коэффициента —пирмена по формуле: rs = 1- [6 S d2 / n (n2 Ц 1)], где d = |N1 Ц2|; n = 20.

ѕолученный коэффицент сравниваетс€ с психодиагностичекой шкалой:

-0,45 Ц 0,45Ц низка€ самооценка; 0,45 Ц 0,58 Ц адекватна€ самооценка; свыше 0,58 Ц высока€ самооценка.

ƒл€ диагностики отношени€ испытуемых к своей родительской роли нами была использована шкала отношени€ родителей к ребенку Ђ»злишн€€ концентраци€ на ребенкеї методики

PARI

≈. Ўеффер и –. Ѕелла (адаптаци€ “.¬. Ќещерет: —емейна€ жизнь глазами матери)

, состо€ща€ из 35-ти суждений, по каждому из которых испытуемый должен выразить степень своего согласи€: ј Ц полностью согласен (4 балла); а Ц скорее согласен, чем не согласен (3 балла); б Ц скорее не согласен, чем согласен (2 балла); Ѕ Ц полностью не согласен (1 балл) (см. ѕриложение 3).

Ўкала описывает 7 признаков (на каждый из которых приходитс€ 5 вопросов) излишней концентрации родителей на ребенке:

1. „резмерна€ забота, установление отношений зависимости (номера вопросов: 1, 8, 15, 22, 29);

2. ѕреодоление сопротивлени€, подавление воли (2, 9, 16, 23, 30);

3. —оздание безопасности, опасение обидеть (3, 10, 17, 24, 31);

4. »сключение внесемейных вли€ний (4, 11, 18, 25, 32);

5. ѕодавление агрессивности (5, 12, 19, 26, 33);

6. ѕодавление сексуальности (6, 13, 20, 27, 34);

7. „резмерное вмешательство в мир ребенка (7, 14, 21, 28, 35).

—умма цифровой значимости определ€ет выраженность признака. “аким образом, максимальна€ выраженность признака 20, минимальна€ 5; 18,19,20 Ц высокие оценки, соответственно Ц 8, 7, 6, 5 Ц низкие.


V стади€. ёность (ѕодростковый возраст и ранн€€ юность)
ёность, на которую приходитс€ п€та€ стади€ развити€ по Ёриксону, считаетс€ очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; €вл€етс€ продолжением латентной стадии по ‘рейду. ќна характеризуетс€ самым глубоким жизненным кризисом Ц кризисом идентичности. «а ним следует либо обретение Ђвзрослой идентичностиї, либо задержка в разв ...

ѕроблемы межличностного воспри€ти€ в управленческом общении
ѕерцептивна€ сторона общени€ заключаетс€ в воспри€тии внешних признаков собеседника, в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе его поступков. —войства собеседника выражение лица собеседника (мимику); способы выражени€ чувств (экспрессию); жесты (пантомимику); позы, положение т ...

ћотив достижени€ как мотивационное свойство личности.
–ассматрива€ вопрос о мотивационных свойствах личности, многими исследовател€ми было установлено, что между мотивацией и свойствами личности имеетс€ обоюдосторонн€€ св€зь: свойства личности вли€ют на особенности мотивации, а особенности мотивации закрепившись, станов€тс€ свойствами личности. ¬ св€зи с этим, как отмечает ѕ.ћ. якобсон (5 ...