ВведениеСтраница 1
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил, возникшей на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин.
В акмеологии объектом исследования являются взрослые люди. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин (акме) его зрелости в процессе самоактуализации личности. Акме - феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации человека в гражданской, личностной, межличностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизнедеятельности.
В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги:
· Первый кризис (20 – 22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями; выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.
· Кризис 30-ти лет – переход к средней взрослости. Кризис связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.
· Период после 30-ти лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.
· Кризис середины жизни, кризис 40-летия – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стало иным.
· Кризис зрелости (55 – 65 лет) – найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что еще по-настоящему не усвоены; нужно подготовиться к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других.
Актуальность.
Кризис середины жизни получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. [6; 294-295]
Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Каким будет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека.
Цель
нашей работы: доказать наличие гендерных различий протекания кризиса середины жизни.
Задачи
:
1. Ознакомиться с определением кризиса середины жизни.
2. Изучить особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин и женщин.
3. Ознакомиться с моделями поведения мужчин и женщин в кризисе.
4. Провести психодиагностическое исследование гендерных различий протекания кризиса середины жизни.
Анализ результатов исследования.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Группа
испытуемых
Уровень мотивации к успеху
низкий
средний
умеренно высокий
слишком
высокий
6 класс
16%
34%
38%
12%
10 класс
21%
30%
34%
15%
I курс
20%
31%
31%
18%
IV курс
16%
34%
29% ...
Особенности мотивационной сферы в дальнейшие периоды
развития.
К сожалению, мотивы взрослых людей изучены плохо. Между тем и у них можно наблюдать интересные особенности мотивационной сферы. Например, Д. Пельц и Ф. Эндрюс (16) спад продуктивной творческой деятельности ученных среднего уровня объясняют изменением в период 30-50-ти лет структуры их интересов. В эти годы увеличиваются семейные и родит ...
Профилактика и разрешение конфликтов.
Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возмож ...