Заключение
Страница 2

Проведенный нами статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом, на основании этого мы можем говорить, что гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась.

В данной работе мы затронули проблему, которая требует комплексного исследования, так как это поможет определить те отклонения от нормы в личности и поведении, которые необходимо корректировать, ибо, по мнению врача В. Москаленко, "оставленная без внимания созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к своему здоровью, игнорирования собственных потребностей".

Данная работа может представлять интерес для психологов, наркологов, психотерапевтов. Практическую значимость работа приобретает в качестве просвещения при профилактике и коррекции зависимости у детей и созависимости у их родителей и других членов семьи.

Приложение 1

Методика оценки созависимости

На вопросы нужно ответить «да» или «нет».

1. Стараетесь ли Вы решать свои проблемы самостоятельно, в одиночку?

2. На Ваш взгляд, жертвуете ли Вы собой, в надежде на выздоровление Вашего ребенка?

3. Миритесь ли с неудобствами, которые доставляет Вам Ваш ребенок?

4. Считаете ли Вы, что в том, что Ваш ребенок наркоман, виноваты другие люди?

5. Есть ли у Вас чувство вины из-за то, что Ваш ребенок стал наркоманом (алкоголиком )?

6. Вы стараетесь быть хорошим для всех?

7. Вы отрицаете то, что наркоман – больной человек?

8. Даете ли Вы карманные деньги своему ребенку, зная, что он наркоман?

9. Есть ли у Вас обеспокоенность влиянием наркотиков на общество в целом?

10. Возникало ли у Вас желание самому попробовать наркотик, чтобы лично понять наркомана(алкоголика )?

11. Есть ли у Вас чувство апатии, примирения со своей участью?

12. Возникали ли у Вас мысли о самоубийстве?

13. Часто ли Вы думаете о смерти, считая ее приемлемым вариантом решения Ваших проблем?

14. Есть ли у Вас вредные привычки?

15. Испытываете ли Вы чувство стыда в связи с тем, что Ваш ребенок страдает наркоманией(алкоголизма )?

16. Есть ли у Вас ощущения страха за своего ребенка?

17. Считаете ли Вы себя жертвой жизни?

18. Считаете ли Вы, что Вас никто не понимает?

19. Чувствуете ли Вы себя всегда уверенным в своих силах?

20. Зависит ли Ваше хорошее отношение к себе от хорошего отношения к Вам наркомана(алкоголика )?

21. Нуждаетесь ли Вы в одобрении своих поступков со стороны наркомана(алкоголика )?

22. Сосредоточены ли все Ваши усилия на том, чтобы оберегать наркомана, решать его проблемы, облегчать его страдания?

23. Отложили ли Вы в сторону свои увлечения, тратя внимание на увлечения и интересы наркомана(алкоголика )?

24. Обеспокоены ли Вы постоянно тем, что чувствует наркоман(алкоголик)?

25. Стали ли Вы меньше общаться с другими людьми, чтобы больше общаться с наркоманом(алкоголиком )?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии
Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. В отл ...

Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Как же развивать мышление подростков? Для правильного развити ...

Социальные типы характера по Фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно о ...