Заключение
Страница 2

Проведенный нами статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом, на основании этого мы можем говорить, что гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась.

В данной работе мы затронули проблему, которая требует комплексного исследования, так как это поможет определить те отклонения от нормы в личности и поведении, которые необходимо корректировать, ибо, по мнению врача В. Москаленко, "оставленная без внимания созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к своему здоровью, игнорирования собственных потребностей".

Данная работа может представлять интерес для психологов, наркологов, психотерапевтов. Практическую значимость работа приобретает в качестве просвещения при профилактике и коррекции зависимости у детей и созависимости у их родителей и других членов семьи.

Приложение 1

Методика оценки созависимости

На вопросы нужно ответить «да» или «нет».

1. Стараетесь ли Вы решать свои проблемы самостоятельно, в одиночку?

2. На Ваш взгляд, жертвуете ли Вы собой, в надежде на выздоровление Вашего ребенка?

3. Миритесь ли с неудобствами, которые доставляет Вам Ваш ребенок?

4. Считаете ли Вы, что в том, что Ваш ребенок наркоман, виноваты другие люди?

5. Есть ли у Вас чувство вины из-за то, что Ваш ребенок стал наркоманом (алкоголиком )?

6. Вы стараетесь быть хорошим для всех?

7. Вы отрицаете то, что наркоман – больной человек?

8. Даете ли Вы карманные деньги своему ребенку, зная, что он наркоман?

9. Есть ли у Вас обеспокоенность влиянием наркотиков на общество в целом?

10. Возникало ли у Вас желание самому попробовать наркотик, чтобы лично понять наркомана(алкоголика )?

11. Есть ли у Вас чувство апатии, примирения со своей участью?

12. Возникали ли у Вас мысли о самоубийстве?

13. Часто ли Вы думаете о смерти, считая ее приемлемым вариантом решения Ваших проблем?

14. Есть ли у Вас вредные привычки?

15. Испытываете ли Вы чувство стыда в связи с тем, что Ваш ребенок страдает наркоманией(алкоголизма )?

16. Есть ли у Вас ощущения страха за своего ребенка?

17. Считаете ли Вы себя жертвой жизни?

18. Считаете ли Вы, что Вас никто не понимает?

19. Чувствуете ли Вы себя всегда уверенным в своих силах?

20. Зависит ли Ваше хорошее отношение к себе от хорошего отношения к Вам наркомана(алкоголика )?

21. Нуждаетесь ли Вы в одобрении своих поступков со стороны наркомана(алкоголика )?

22. Сосредоточены ли все Ваши усилия на том, чтобы оберегать наркомана, решать его проблемы, облегчать его страдания?

23. Отложили ли Вы в сторону свои увлечения, тратя внимание на увлечения и интересы наркомана(алкоголика )?

24. Обеспокоены ли Вы постоянно тем, что чувствует наркоман(алкоголик)?

25. Стали ли Вы меньше общаться с другими людьми, чтобы больше общаться с наркоманом(алкоголиком )?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО). Тест позволяет выявить некоторые жизненные позиции испытуемых, которые условно можно разделить на 5 групп. · Цели в жизни; · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; · Локус контроля – Я (Я ...

Анализ литературных источников. Возникновение и развитие военной психологии
Современная психологическая наука состоит из множества разнообразных отраслей, разделов и направлений, которые возникали и формировались в процессе развития психологической науки. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении всей своей истории развития психологическая наука наиболее бурно развивалась в периоды, связанные с необхо ...

Профилактика и преодоление тревожности.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практики работы с тревожными детьми и подростками И.В. Дубровиной (37) были выделены принципы ее профилактики и преодоления, главным из которых является ориентация на выработку адекватных способо ...