Формы и фазы насилия в алкогольной семье. Типичные особенности жертв семейного насилия и насильников.
Страница 1

Материалы » Насилие в семье » Формы и фазы насилия в алкогольной семье. Типичные особенности жертв семейного насилия и насильников.

Насилие в алкогольной семье бывает: явным

(физическое и сексуальное), скрытым

(психологическое), которое проявляется в запугивании, притеснении, эксплуатации, депривации, фрустрации и обструкции /5/.

Спецификой алкогольного насилия является его повторяемость, цикличность,

то, что насилие развивается во времени и паттерне оскорбления. Z.Walker описала 3 фазы цикле насилия в семье /2/. Продолжительность каждой фазы может варьировать, но они с неизменным постоянстве сменяют друг друга /5/.

Первая фаза

- фаза нарастания напряжения. Раздражение, агрессия заполняют психологическое пространство участников предстоящей сцены насилия, причём агрессивность идёт с двух сторон: со стороны будущего насильника - прямым путём, со стороны жертвы - скрытым. Жертва терпит и тщательно сдерживает рост собственного гнева, стараясь внешне угодить насильнику /5/. Однако изначальная покорность жертвы не столько сдерживает, сколько провоцирует акт насилия.

Вторая фаза

- это фаза взрыва. Насильник разряжается, позволяя себе агрессивные выпады и прямое психологическое или физическое, либо сексуальное насилие по отношению к жертве, которая «готова» к его агрессии и невольно ускоряет инцидент. Жертва также даёт разрядку в момент насилия своим скрытым агрессивным проявлениям, идентифицируясь с агрессором. Эта фаза насилия может длиться от нескольких часов до нескольких дней /5/.

Третья фаза

- это фаза «снова в любви». Напряжение сублимировано – насильник сокрушается, приносит извинения и искреннее обещает впредь не делать этого. Эта «симбиотическая» связь делает вмешательство посторонних на данной фазе бесполезным /5/.

По мнению Z.Walker, типичные особенности жертв семейного алкогольного насилия могут быть описаны следующим образом

• Этим людям бывает сложно установить ограничения в большинстве областей жизни, что проявляется в их неспособности точно представлять себе, чего они хотят, что им нравится, во что они верят и что чувствуют.

• Жертвы, не видя приближения опасности, замечая её лишь тогда, когда поздно её предотвратить, не знают способов борьбы с насильником, не владеют навыком сопротивления агрессии.

• Страх перед неожиданной реакцией или поведением близких и посторонних людей является главным мотивом поведения жертв.

• Поведение жертв семейного насилия предопределяется страхом вызвать неодобрение, раздражение и даже гнев или оказаться покинутой насильником.

• Они живут в предчувствии негативной реакции окружающих, годами адаптируясь к резкой смене настроений членов семьи.

• Страх перед одиночеством является самым сильным из всех страхов, удерживая жертву в оскорбительной ситуации.

• Жертва семейного насилия убеждена,

что не сможет выжить без обидчика.

• Жертвы научаются подавлять душевную боль и не замечать основных оскорблений в свой адрес.

• Многие жертвы несут по жизни целый набор психологических, физических, сексуальных оскорблений и не представляют, что каждое из них является травмой и большой проблемой /5/.

Несмотря на тяжесть переносимых оскорблений, жертва в большей степени чувствует себя виноватой перед обидчиком. Ей свойственно чувство вины за агрессиные переживания, мысли и поступки. Обычно жертвы болеют многими заболеваниями, связанными со стрессом. Фактором, способствующим физическому заболеванию, является сам тип личности «жертвы-мученика», который по природе исполняемой роли не заботится о себе /5/.

Особенности семейного насильника,

больного алкоголизмом, авторы

описывают таким образом:

• Он эмоционально незрел.

• Ревнив.

• Не привык нести ответственность за свои действия.

• Может иметь психопатические черты.

Страницы: 1 2


Личностные особенности педагогов. Структура педагогической деятельности
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: 1)психология обучения. 2)психология воспитания. 3)психология учителя Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных эта ...

Межличностный конфликт. Причины, вызывающие конфликты
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие: ...

Ценностные ориентации подросткового возраста
Ценностная ориентация - это направленность личности на определенные ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т. Д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них. Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей: 1. Терминальные ценности - убеждения ...