Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие
насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на
семейное насилие и распределение власти.Страница 1
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения.
Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат, необходимых для деструкции ситуации. Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства /3/.
От других стратегий активного разрешения неудовлетворяющих ситуаций агрессия отличается рядом признаков.
Во-первых,
агрессия всегда социально адресована: вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже на уровне животных.
Во-вторых,
она проявляется как деструктивное воздействие на внешние по отношению к субъекту факторы, в то время как сам субъект и его оценка ситуации остаются неизменными. Все другие стратегии поведения включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.
В-третьих,
агрессия обнаруживается как экспансия, расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции ситуации /3/.
Таким образом, под агрессией понимается
социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации
при сохранении постоянного к ней отношения и имеющая целью расширение
возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов /3/.
По мнению Берковца на проявления агрессии и насилия
в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на
то, кто из супругов должен занимать главенствующее место
в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть
/1/.
Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих
жен
главным образом исходя из своих
устойчивых представлений
о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую рольв семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе /1/.
Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости
женщин,
а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается
многочисленными данными
исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли
у себя дома
настолько незначительную роль,
что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами /1/.
Мужчина проявляет особую склонность к занятию доминирующего положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), и/или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа). Результаты Общенационального исследования в США 1975 года показали, что акты насилияпротив жен наиболее часто имели место там, где присутствовали оба типа зависимости
Особенности работы
подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва
Негосударственное образовательное учреждение "Солнечный круг" создано в 1996 году при содействии Психологического института Российской Академии образования и российского отделения Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей и подростков при Совете Европы). Учреждение начало работу как детски ...
V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)
Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в разв ...
Влияние тревожности на учебную деятельность.
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека.
Как показали исследования, в подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет ...