Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти.
Страница 1

Материалы » Насилие в семье » Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти.

Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения.

Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат, необходимых для деструкции ситуации. Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства /3/.

От других стратегий активного разрешения неудовлетворяющих ситуаций агрессия отличается рядом признаков.

Во-первых,

агрессия всегда социально адресована: вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже на уровне животных.

Во-вторых,

она проявляется как деструктивное воздействие на внешние по отношению к субъекту факторы, в то время как сам субъект и его оценка ситуации остаются неизменными. Все другие стратегии поведения включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.

В-третьих,

агрессия обнаруживается как экспансия, расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции ситуации /3/.

Таким образом, под агрессией понимается

социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации

при сохранении постоянного к ней отношения и имеющая целью расширение

возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов /3/.

По мнению Берковца на проявления агрессии и насилия

в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на

то, кто из супругов должен занимать главенствующее место

в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть

/1/.

Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих

жен

главным образом исходя из своих

устойчивых представлений

о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую рольв семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе /1/.

Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости

женщин,

а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается

многочисленными данными

исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли

у себя дома

настолько незначительную роль,

что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами /1/.

Мужчина проявляет особую склонность к занятию доминирующего положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), и/или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа). Результаты Общенационального исследования в США 1975 года показали, что акты насилияпротив жен наиболее часто имели место там, где присутствовали оба типа зависимости

Страницы: 1 2


Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему: содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения; возникновение: р ...

Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения. Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Целью педагогической поддержки является "выращивание" субъектной позиции ребенка. Такой, которая ...

Социализация личности и психосоциальные кризисы
Таким образом, социализация - это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. Социализация личности, являясь центральной проблемой социаль ...