Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования
Страница 2

Материалы » Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью » Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования

2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов методики описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации);

3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и третьего лица).

Для увеличения спектра возможных применений методики она сконструирована в вариант, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3; -2; -1; +1; +2; +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Обработку следует проводить по ключам, суммируя ответы на пункты в строках «+» со своим знаком и ответы на пункты в строках « - « с обратным знаком (Приложение 3).

Результаты заполнения бланка отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц — стенов.

В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена. Результат выше 5,5 стена свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля, а результат ниже 5,5 стена говорит о низком уровне субъективного контроля.

Показатели методики УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей. Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности:

шкала Ио - общая интернальность;

шкала Ид - интернальность в области достижений;

шкала Ин - интернальность в области неудач;

шкала Ис - интернальность в области семейных отношениях;

шкала Ип - интернальность в области производственных отношениях;

шкала Им - интернальность в области межличностных отношений;

шкала Из - интернальность в отношении болезни и здоровья.

В работе мы использовали только одну шкалу, а именно «Шкалу общей интернальности». Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, а низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Другие шкалы не использовались, т.к. они, во-первых, все включены в «Шкалу общей интернальности», и, во-вторых, данное исследование не требует отдельных их интерпретаций.

4. Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования

[

36

]

.

Данная методика является модификацией методика С. А. Будасси. Методика предполагает ранжирование качеств, сначала, в той мере, в которой они выражены в идеале, а затем, в той мере, в которой они выделены у него самого.

При применении данной методики исследователь может использовать любое количество ранжируемых качеств (Приложение 4).

Обработка результата производится путем подсчета разности между идеальным и реальным уровнем каждого качества и возведения этой разности в квадрат. Далее вычисляется коэффициент корреляции по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам».

Значения R

будут находиться в пределах [-1; +1].

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий

Низкий

Средний

Высокий

Неадекватно-высокий

[-1; 0]

[0; 0,2]

[0,21; 0,65]

[0,66; 0,8]

[0,8; 1]

В качестве метода статистическогоанализа мы использовали критерий j* - угловое преобразование Фишера.

[16].

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол. При увеличении расхождения между углами j1 и j2 и увеличения численности выборок значения критерия возрастает. Чем больше величина j*, тем более вероятно, что различия достоверны. Формула для расчета

эмп = (ц1 – ц2) √ n1 n2 / (n1 + n2) (3)

где ц1, ц2 показатели углового преобразования для 1 и 2 выборки n1- количество испытуемых в первой группе , n2 количество испытуемых во второй группе.

Страницы: 1 2 


Выбор профессии без влияния рекламы взвешеное решение
Даже если вы хорошо знаете способности своего старшеклассника, даже если много времени и усилий было потрачено ранее на развитие его способностей, работу по выбору профессии все равно нужно начать с чистого листа и совместно с старшеклассником. Кроме того, на решение этого вопроса должно быть отведено достаточно много времени. В идеале ...

Теоретические аспекты исследования созависимости и ее проявления в семьях алкоголе-и наркозависимых. Понятие созависимости
Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов - исследователей и практиков - пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ - это системная дисфункция, которая, так или иначе, затрагивает всех членов семьи зависимого индивида. В настоящее время для описани ...

Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. 1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни идут впереди остальных, являясь базой для других. В младенчестве интенсивно развиваются органы чувств, ...