Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования
Страница 2

Материалы » Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью » Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования

2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов методики описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации);

3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и третьего лица).

Для увеличения спектра возможных применений методики она сконструирована в вариант, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3; -2; -1; +1; +2; +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Обработку следует проводить по ключам, суммируя ответы на пункты в строках «+» со своим знаком и ответы на пункты в строках « - « с обратным знаком (Приложение 3).

Результаты заполнения бланка отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц — стенов.

В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена. Результат выше 5,5 стена свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля, а результат ниже 5,5 стена говорит о низком уровне субъективного контроля.

Показатели методики УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей. Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности:

шкала Ио - общая интернальность;

шкала Ид - интернальность в области достижений;

шкала Ин - интернальность в области неудач;

шкала Ис - интернальность в области семейных отношениях;

шкала Ип - интернальность в области производственных отношениях;

шкала Им - интернальность в области межличностных отношений;

шкала Из - интернальность в отношении болезни и здоровья.

В работе мы использовали только одну шкалу, а именно «Шкалу общей интернальности». Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, а низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Другие шкалы не использовались, т.к. они, во-первых, все включены в «Шкалу общей интернальности», и, во-вторых, данное исследование не требует отдельных их интерпретаций.

4. Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования

[

36

]

.

Данная методика является модификацией методика С. А. Будасси. Методика предполагает ранжирование качеств, сначала, в той мере, в которой они выражены в идеале, а затем, в той мере, в которой они выделены у него самого.

При применении данной методики исследователь может использовать любое количество ранжируемых качеств (Приложение 4).

Обработка результата производится путем подсчета разности между идеальным и реальным уровнем каждого качества и возведения этой разности в квадрат. Далее вычисляется коэффициент корреляции по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам».

Значения R

будут находиться в пределах [-1; +1].

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий

Низкий

Средний

Высокий

Неадекватно-высокий

[-1; 0]

[0; 0,2]

[0,21; 0,65]

[0,66; 0,8]

[0,8; 1]

В качестве метода статистическогоанализа мы использовали критерий j* - угловое преобразование Фишера.

[16].

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол. При увеличении расхождения между углами j1 и j2 и увеличения численности выборок значения критерия возрастает. Чем больше величина j*, тем более вероятно, что различия достоверны. Формула для расчета

эмп = (ц1 – ц2) √ n1 n2 / (n1 + n2) (3)

где ц1, ц2 показатели углового преобразования для 1 и 2 выборки n1- количество испытуемых в первой группе , n2 количество испытуемых во второй группе.

Страницы: 1 2 


Иерархия потребностей
Согласно представлениям Маслоу, жизнь человека характеризуется постоянным наличием желаний или потребностей, и если удовлетворятся одна потребность, тут же появляется другая. Все потребности врожденные и организованы в иерархическую систему, то есть состоят из следующих ступеней: · Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде ...

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма. Психолог ...

Темперамент и профессия
Важность учета различных типов темперамента в кадровой работе обусловливается особенностями освоения профессий работниками, их поведения, а также индивидуального стиля деятельности. В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у ...