Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования
Страница 1

Материалы » Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью » Эмпирическое исследование личностных особенностей созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследования

Исследование проводилось в июне - августе 2009 года в несколько этапов

:

Первый этап. Определение проблемы исследования.

Второй этап. Формулировка целей, задач, объекта, предмета, выдвижение гипотезы.

Цель

исследования: изучить личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью.

Объект

исследования: созависимые матери, имеющие детей с алкогольной или наркотической зависимостью.

Предметом

исследования являются личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью

Гипотеза

исследования: существуют различия личностных характеристиках между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей .

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи

:

1. Изучить личностные особенности матерей имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью

2. Изучить личностные особенности матерей имеющих здоровых детей;

3. Сопоставить результаты исследования и сформировать выводы относительно наличия личностных особенностей у созависимых матерей.

Третий этап. Определение выборки испытуемых.

Выборку

для проведения исследования составили 40 женщин, 20 из которых имеют детей с алкогольной или наркотической зависимостью, 20 -имеют здоровых детей. Группа женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, была сформирована, на основании обращения их прохождения их детей лечения в наркологическом диспансере.

Большинство женщин имеют средне-специальное образование, работают, состоят в первом браке, имеют одного ребенка. У большинства женщин, имеющих детей с алкогольной или наркозависимостью, пил отец, у 35% пьет муж.

Четвертый этап. Определение методов и методик исследования

Методом

эмпирического исследования является тестирование.

Тестирование производилось с помощью следующих методик

:

- Опросник для определения созависимости;

- Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММPI).

- Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда[38];

- Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования[30].

Пятый этап. Проведение обследования. Обследование проводилось индивидуально с каждой женщиной, в спокойной обстановке во второй половине дня.

Шестой этап. Обработка первичных данных, определение количественных показателей выраженности исследуемых параметров у женщин, проведен статистический анализ.

Описание методик

1. Опросник для определения созависимости

[

28

]

Опросник состоит из 25 вопросов, на которые испытуемым предлагалось дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ (Приложение 1).

При обработке результатов подсчитывается количество утвердительных ответов, при наличии 10 утвердительных ответов констатируется созависимость

2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММР1)

[

31

]

ММР1 был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.

Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант ММР1, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость (Приложение 2).

Время проведения опроса не ограничивается.

3. «Опросник уровня субъективного контроля», авторы которого Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд

[

36

]

.

Методика уровня субъективного контроля (УСК) состоит из 44 утверждений.

В целях повышения достоверности результатов она сбалансирована по следующим параметрам:

1) по интернальности— экстернальности (половина из пунктов методики сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК);

Страницы: 1 2


Словарик по теме
Гиперкомпенсация . Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими, что указывает на наличие комплекса превосхо ...

Результаты исследования и их интерпритация
На первом этапе исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей подростков двух групп. Результаты обследования подростков по методике М.Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2., свидетельствуют о следующем: Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «про ...

I стадия. Младенчество (Орально-сенсорная)
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период основным является формирование общего чувства доверия (другие ученые называют это качество «уверенности»). Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безоп ...