Психологические особенности неосторожных преступниковСтраница 2
Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установки, деяние совершается в форме простого волевого действия.
Обязательным признаком субъективной стороны преступных импульсивных действий является цель; мотив совпадает с целью.
Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоциональной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими аномалиями личности.
При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию.
Иногда при внезапно возникших экстремальных обстоятельствах человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются вынужденными мотива ми. Поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.
Импульсивность поведения особенно характерна для психопатических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализированных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.
Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.
В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.
Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирующим импульсивные реакции, является и стресс, также относящийся к разряду состояний сильного душевного волнения.
Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитываться в судопроизводстве при оценке субъективной стороны преступления. Многие так называемые безмотивные правонарушения связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.
Преступление, совершенное во внезапно возникшей конфликтной ситуации, может быть полно, всесторонне и объективно расследовано и правильно юридически квалифицировано только в результате анализа динамики криминогенной ситуации.
На начальной стадии конфликта стороны осознают возникшую ситуацию в качестве угрозы для своего благополучия и мобилизуются для нанесения ущерба другой стороне либо на защиту от другой стороны. Далее они вступают в противоборство, определяют стратегию своего поведения, направленную на получение максимально возможного преимущества. Стратегия одной стороны определенным образом ограничивает возможности другой стороны, возникают «пределы поля поведения».
В случае равновесия сил усиливается тактическое противоборство. Одна сторона активно рефлексирует возможное поведение другой, стремится блокировать невыгодные для себя действия другой стороны, предпринимает ложно угрожающие и пробные действия, стремится занять ключевые позиции. Возрастает психическая напряженность, обостряются отрицательные эмоции - страх, гнев, агрессивность. Мобилизуется арсенал наиболее заученных, подсознательных реакций, предпринимаются крайне рискованные, направленные на внешний эффект экстремальные действия. Эти действия во многих случаях и становятся поводом для насильственных преступлений. Мотивы и цели поведения при этом формируются спонтанно, без развернутого их осознания. Здесь цели и способы преступного поведения обусловливаются самой динамически развертывающейся ситуацией.
Система регуляции поведения личности
Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Социализация личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:
социальная позиция;
социальная роль;
соци ...
Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте.
Перейдем от описания особенностей развития мышления подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый ппсиходиагностический подход, учитывающий как их детские, так взрослые черты. По уровню свое- го интеллектуального раз ...
Карен Хорни: социокультурная теория личности. Биографические
сведения
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В теч ...