Психологические особенности неосторожных преступников
Страница 1

Материалы » Психологические особенности личности преступника » Психологические особенности неосторожных преступников

Основная особенность этой категории преступников — дефекты психической саморегуляции.

Неосторожные преступные деяния: нарушение правил безо­пасности эксплуатации технических средств, преступная халат­ность, нарушение правил охраны труда, пожарной безопаснос­ти, неосторожные убийства и др. — характерны для лиц с де­фектами психической саморегуляции. При этом оказывается более существенной, чем при других преступлениях, роль кри­миногенной ситуации. В трудных поведенческих ситуациях про­являются такие негативные качества личности, как самонадеян­ность, небрежность, ситуативная зависимость.

Самонадеянная личность нарушает правила предосторожно­сти, предвидя возможные отрицательные последствия своей деятельности. Это люди с повышенным риском поведения, повы­шенным уровнем притязаний.

Преступления по небрежности совершают лица с дефектами предвидения результатов поведения, пониженной самокритично­стью, слабым развитием сдерживающих, тормозных процессов. Эти качества закрепляются в опыте многократных переходов за грань дозволенного, на почве систематической недисциплини­рованности в условиях пониженного социального контроля.

В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления — преступный результат здесь не совпадает с мотивами и целями действия. Преступный резуль­тат возникает в силу недостаточной способности субъекта пред­видеть возможные последствия своих действий. Но преступле­ния по неосторожности не являются безмотивными. Только выявление мотива и позволяет установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.

Несмотря на то что мотивы неосторожного действия не на­правлены на совершение преступления, они обычно содержат элементы отрицательного отношения человека к нормам и пра­вилам поведения в обществе (например, к правилам обращения с огнестрельным оружием, управления автотранспортом и т. п. )

В преступлениях по неосторожности всегда существуют мо­тивы нарушения правил поведения или невыполнения опреде­ленных действий, которые человек мог и обязан был выпол­нять, исходя из своих гражданских, профессиональных и долж­ностных обязанностей.

В основе неосторожного преступления лежит узость поля сознания субъекта, его неспособность предвидеть все возмож­ные последствия своих действий, пренебрежение общественной опасностью возможных побочных результатов действия, потеря контроля над используемыми орудиями и средствами.

Для многих преступников данной категории характерны не­распознание признаков опасности, дефекты оценочной деятель­ности, принятия решений, недостаточная развитость процессов торможения.

Среди лиц, совершающих неосторожные преступления, можно выделить и случайных, и неустойчивых, и даже злостных преступников. К случайным неосторожным преступникам можно отнести лиц, впервые совершивших неосторожное преступле­ние в условиях провоцирующей ситуации или в состоянии вре­менного неблагоприятного психофизиологического состояния. К устойчивым неосторожным преступникам относятся лица, со­знательно нарушившие правила безопасности. К злостным не­осторожным преступникам относятся лица, ранее осуждавшиеся за совершение неосторожных преступлений и нарушающие пра­вила безопасности по антиобщественным мотивам.

Многие преступления совершаются импульсивно, спонтан­но, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками — подсознательными по­буждениями, общей личностной направленностью.

Страницы: 1 2 3


Творческое «Я»
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Имен ...

Биографический очерк
Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знамен ...

Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе. Методика и цели диагностики степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации, В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №32 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов. Учащимся было предложено выполн ...