Корыстный тип преступника

Типы корыстных преступлений разнообразны. Основной психологической особенностью корыстных преступ­ников является деформация их потребностной сферы — утилитар­ные потребности блокируют потребности высших уровней, в пове­дении личности доминируют гипертрофированные корыстные побуждения, удовлетворение которых невозможно для них пра­вомерными способами.

Лица, совершающие кражи, относятся к наиболее социально запущенной категории правонарушителей. Их преступное пове­дение возникает раньше, чем у преступников других категорий. Воры обладают большим криминальным опытом, сложившими­ся взглядами и стереотипами антиобщественного поведения. Их поведение отличается стабильной криминальной полинаправ­ленностью. Воры обычно одновременно и хулиганы, и пьяни­цы. Их потребности и интересы крайне ограниченны и прими­тивны, отчуждены от социальных ценностей. Их социальная дезадаптация обычно усугубляется отсутствием семьи, специ­альности, постоянной работы и постоянного места жительства, различными психическими аномалиями. В криминальной среде они пользуются наибольшим влиянием. Их преступное поведение особенно тесно коррелирует с их антисоциальным образом жизни.

Личность преступника-вора, как правило, деформирована его устойчивым включением в криминальную среду, дефектами се­мейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением его насущных потребностей, постоянной си­туативной зависимостью. Квартирные воры по своим психологи­ческим особенностям сближаются с насильственными преступ­никами. Имея опыт преодоления препятствий в материальной среде, они легко переходят на совершение грабежей и разбоя.

Побудительные механизмы всех корыстных преступников имеют общую основу — устойчивость корыстных побуждений. Этим объясняется высокий уровень повторности и специально­го рецидива в данном виде преступлений. Корысть — один из самых устойчивых, трудноискоренимых человеческих поро­ков — системообразующий фактор устойчивой негативной на­правленности личности. Корыстное мотивообразование — скрытый от самой личности процесс, защищенный от самокон­троля (совести) личности системой защитных (самооправда­тельных) механизмов. Здесь смыслы и значения особенно поля­ризованы, сознание и подсознание наиболее изолированы. Грань перехода от долга, гражданской порядочности к личной выгоде хрупка, подвижна, ситуативно обусловлена. Здесь требу­ются наиболее прочные нравственные запоры, личностные им­перативы, нравственные законы внутри нас.

Корыстные преступления связаны не с отдельными корыстны­ми мотивами, а с общей корыстной направленностью личности, которая и выступает как системообразующий фактор поведения. Причины корыстных преступлений следует искать не в корыс­тной мотивации, а в тех факторах, которые формируют корыст­но-асоциальные установки личности.

В структуре преступности корыстная преступность занимает первое место. Корысть лежит в основе и большинства насиль­ственных преступлений. Она является основой и организован­ной преступности.

В индивидуальном же корыстном преступлении отчетливо проявляются пороки совести, бесстыдство, аморальность инди­вида. Правовая дестабилизация и бесконтрольность резко процируют преступность данного вида.


Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет) № п/п Наименование темы Всего Аудиторная работа Лекции Практические занятия Самостоятельная работа 4,5 – семестр‑120 часов 1. Бизнес как социокультурный инсти ...

Социальные типы характера по Фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно о ...

Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому пр ...