Насильственный тип преступника
Страница 1

Основные характерные черты лиц, совершающих насиль­ственные преступления, — деформация системы базовых соци­альных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, ви­новные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изна­силованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней десо-циализированностью, стереотипизированностью асоциальных поведенческих схем, во многих случаях страдают алкоголизмом. Для их поведения характерны крайний эгоцентризм, стремле­ние к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний, примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средство разрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты — самооправдание ими своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние об­стоятельства.

Негативные качества данной категории преступников фор­мируются в крайне отрицательных условиях микросреды, в ус­ловиях пониженного социального контроля. Существенные факторы формирования этого поведения — эмоциональная депривация в детстве, отчуждение от семьи и социально-положи­тельных групп. В их жизнедеятельности агрессивное поведение постоянно оказывалось предпочтительным — формировалась устойчивая готовность к нанесению ущерба другим людям.

В насильственных преступлениях часто проявляется жесто­кая агрессивность: причиняются тяжелые физические и психи­ческие травмы. Этот тип агрессивного поведения свидетельству­ет о глубокой личностной деформации преступника, о сформи­рованности у него устойчивой установки на агрессивное поведение, на постоянную готовность наносить ущерб людям, о крайне пониженном социальном самоконтроле личности. Ука­занные личностные дефекты в ряде случаев усугубляются алко­голизмом, перенесенными черепно-мозговыми травмами, пси­хическими заболеваниями. Поведение этих лиц в конфликтных для них ситуациях, содержащих личностно-критические признаки, характеризующиеся следующими особенностями: неспособность сдержать первое агрессивное побуждение, прогнозировать развитие конфликта и последствия агрессивных действий, невладение системой поведенческих приёмов адаптированного выхода из конфликтной ситуации данного типа.

Большинство насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, связано с импульсивной агрессивнос­тью. В групповых насильственных преступлениях агрессия час­то совершается под влиянием группового давления, групповых традиций.

В плане взаимодействия с потерпевшим насильственные преступления можно подразделить на две разновидности: 1) жертва не причастна к агрессивности преступника; 2) потер­певший провоцировал конфликтное взаимодействие с преступ­ником; агрессивность преступника возникла в ходе развития межличностного конфликта, острого противоборства актуали­зированных интересов, установок и целей потерпевшего и ви­новного, в результате интерактивного антагонизма.

Злостный тип насильственного преступника отличается стереотипизированностью агрессивного поведения, устойчивой направ­ленностью данного индивида на совершение насильственных деяний. Для злостных типов насильственных преступников аг­рессивность — доминирующий способ их самоутверждения, а жес­токость деяния — самоцель. Этот тип поведения находит устой­чивое признание в криминализированной микросреде. Теряя остатки социальной ответственности, злостные насильственные преступники не останавливаются даже перед убийством.

Исследования показывают, что труднее всего выявить типы убийц. Побуждения убийц разнообразны: убийства из хулиган­ских побуждений, корысти и мести, ревности и зависти, страха и гнева. Наиболее опасны убийцы, проявляющие особую жес­токость и цинизм, обычно совершающие убийства при разбой­ном нападении, актах мести, в целях избавления от ненавист­ных лиц (злостные убийцы).

Страницы: 1 2


Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.
Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению и росту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве её нынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир, естествен ...

Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как для любого социальног ...

Подготовка и принятие управленческих решений
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности. Управленческое решение представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изм ...