Типология личности преступника
Страница 1

В основе криминально-психологической классификации лич­ности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения пре­ступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная его причина, которая требует компетентно анализа.

В типологии личностей преступников различаются три градации: 1) общий тип преступника; 2) личность преступника определенной категории; 3) личность преступника определен­ного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее особенное и единичное.

Поскольку социальным ядром личности являются ее направ­ленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип пре­ступника.

Критерием типического в преступнике является мера его асоци­альной, антисоциальной деформации, характер социально-ценностной деформации и дефекты психической саморегуляции. По пер­вому критерию можно выделить три типа преступников: 1) антисоциальный (злостный); 2) асоциальный (менее злостный); 3) характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).

По второму критерию можно установить три категории пре­ступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильствен­ную. Внутри этих групп преступлений выделяются конкретные виды преступников— воры, расхитители, спекулянты, мошен­ники, грабители, убийцы и т. п.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.

I. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.

Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четы­ре подгруппы преступников:

1) корыстно-хозяйственная (фальсификация товаров, игно­рирование налогообложения, лицензирования и др.);

2) корыстно-служебная (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогание взя­ток);

3) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);

4) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.)

II. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью- лица с корыстными посягательствами со­единенными с насилием над личностью (насильственное вымо­гательство, грабежи, разбойные нападения).

III. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью с крайне пренебрежительным отношением к жиз­ни, здоровью и личному достоинству других людей.

В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:

1) хулиганы;

2) злостные хулиганы;

3) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;

4) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение теле­сных повреждений.

По психорегуляционному основанию выделяется тип лично­сти преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противо­стоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обуслов­ленность поведения.

Страницы: 1 2


Теоретические подходы к диагностике детской креативности
Год от года возрастает интерес психологов к проблеме творческого развития и диагностике креативности. Наиболее примечательной тенденцией образовательной системы нашей страны является гуманизация образования, в том числе и дошкольного. В этих условиях возрастает значение разработки средств изучения креативности детей дошкольного возраста ...

Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Фамилия, имя учащегося _ Школа № Класс Критерии адаптации Степень выраженности критериев 0 1 2 3 4 5 IX X XI XII I. Эффективность УД: 1) учебная активность 2) усвоение знаний . ...

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного познания. Правил, в соответствии с которыми исследователь должен был бы выводить новые закономерност ...