Типология личности преступника
Страница 1

В основе криминально-психологической классификации лич­ности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения пре­ступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная его причина, которая требует компетентно анализа.

В типологии личностей преступников различаются три градации: 1) общий тип преступника; 2) личность преступника определенной категории; 3) личность преступника определен­ного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее особенное и единичное.

Поскольку социальным ядром личности являются ее направ­ленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип пре­ступника.

Критерием типического в преступнике является мера его асоци­альной, антисоциальной деформации, характер социально-ценностной деформации и дефекты психической саморегуляции. По пер­вому критерию можно выделить три типа преступников: 1) антисоциальный (злостный); 2) асоциальный (менее злостный); 3) характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).

По второму критерию можно установить три категории пре­ступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильствен­ную. Внутри этих групп преступлений выделяются конкретные виды преступников— воры, расхитители, спекулянты, мошен­ники, грабители, убийцы и т. п.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.

I. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.

Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четы­ре подгруппы преступников:

1) корыстно-хозяйственная (фальсификация товаров, игно­рирование налогообложения, лицензирования и др.);

2) корыстно-служебная (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогание взя­ток);

3) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);

4) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.)

II. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью- лица с корыстными посягательствами со­единенными с насилием над личностью (насильственное вымо­гательство, грабежи, разбойные нападения).

III. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью с крайне пренебрежительным отношением к жиз­ни, здоровью и личному достоинству других людей.

В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:

1) хулиганы;

2) злостные хулиганы;

3) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;

4) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение теле­сных повреждений.

По психорегуляционному основанию выделяется тип лично­сти преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противо­стоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обуслов­ленность поведения.

Страницы: 1 2


Карен Хорни: социокультурная теория личности. Биографические сведения
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В теч ...

Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему: содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения; возникновение: р ...

Старший школьный возраст.
На основе возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем ...