Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии
Страница 1

Материалы » Влияние рекламы на выбор профессии » Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии

В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяков и другие) считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решения отмеченной задачи. Так, например, для учеников 1-8 классов основной работой можно считать формирование "общей готовности" к профессиональному самоопределению. Для учеников 9-11 классов эту работу нужно скоординировать на помощь в выборе конкретной специальности и профессии. Но исходя из того, что именно в период ранней юности главное внимание молодого человека сосредоточивается на развитии мотивационной сферы личности, определение своего жизненного пути, формирование мировоззрения и другое, поэтому именно в этот период можно говорить о профессиональном самоопределении, которое как уже отмечалось, имеет большое значение для выбора профессии. с другой стороны следует учитывать индивидуально-типологические особенности учеников. Согласно материалистической теории о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности каждый человек владеет прирожденными психофизиологическими свойствами. Некоторые свойства психики передаются и сохраняются на протяжении почти всей жизни. Сила и подвижность нервных процессов является стабильными свойствами нервной системы. Работая по одинаковой специальности, одни люди добиваются больших успехов, другие - меньше. Это объясняется индивидуальностью нервной системы человека, поэтому некоторые характерные психофизиологические особенности способствуют быстрому овладению одними специальностями и в то же время препятствуют успешной деятельности в других. Учение И. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый, их сочетаний: я дает четыре основных типа темперамента. Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовыми к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии сталелитейного цеха, аппаратчик химических производств и другие подобные профессии. Людям со слабым типом свойственная имела выносливость нервной системы. Но этот недостаток всегда компенсируется такими позитивными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мускульно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается, прежде всего, профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предусматривается точная работа с мелкими деталями [15]. В психологии: и педагогике выявлена и хорошо выученная зависимость выбора профессии от направленности учебных и трудовых интересе учеников, от успеваемости основных видов их повседневной деятельности. Так, е, исследовании В. Ярошенко наличие этой зависимости подтвердилось в 56% случаев (было выученный 4450 учеников V-Х классов) [14]. Рассматривая вопрос профориентации учеников, Л. Кондратьева отмечает, что «одновременное развитие познавательных и профессиональных интересов является принципиально важным моментом, поскольку в психологии интерес все больше рассматривается не как; какая-то обособленная независимое образование, а - как одна из самых важных характеристик целостности лица, что определяет ее отношения и действия» [3].

Страницы: 1 2 3 4


Профессиография
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосо ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, ...

Типы инцестного взаимодействия. Факты, предрасполагающие семью к инцесту. Характеристики лиц, участвующих в инцесте.
Не ясно, какой тип инцеста самый частый/4/. Некоторые исследователи верят, что самые распространенные типы инцеста – это инцесты «отец - дочь», «отчим – дочь». Другие авторы уверены, что наиболее встречаемы инцесты «брат – сестра» либо «дядя – племянница». Самый редкий инцест - «мать - сын» /4/. Инцест «отец — дочь» наиболее травматич ...