Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения

Материалы » Влияние рекламы на выбор профессии » Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения

Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости [4,c.122]. Ребенок дошкольного возраста принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца, шофера и др. Деть воспроизводят труд взрослых, приобретают представление о значимости труда. Самая трудовая деятельность детей дошкольного возраста, какая связанная с играми в профессии является средством развития личности. Младший школьник свои возможности реализует у учебной и трудовой деятельности. На базе воспроизводимого представления деть обогащают свои знания о разных видах труда, разных профессиях. В этот период они наследуют значимым взрослым: учителям, родителям. Мотивы выбора будущей профессии носят характер поезда, желания. То есть это неосознанные и слабые мотивы. Но профессиональные фантазии могут в будущем повлиять на профессиональное самоопределение личности. Подростки к профессиям относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст - мечтаний и фантазий. Деть представляют себя путешественниками, банкирами, капитанами и др.

Мальчики, преимущественно, ориентируются на мужественные профессии, девушки - подростки представляют себя моделями, певицами и др. Ориентация на романтические профессии происходит под воздействием средств массовой информации. На этом этапе формирования мотивации профессии, деть еще не соотносят свои личностные данные с требованиями избранной профессии. Но все более внимания и уделяют реальным обстоятельствам. Если профессиональные мотивы подростков расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности человек становится перед необходимостью решительного выбора профессионального самоопределения. Романтические представления в действительности реализовать невозможно, возникает рефлективный самоанализ: кто я? Которые я имею способности? Какой мой жизненный идеал? Кем я хочу стать? Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения:

а) ИНТЕРЕСЫ человека, который избирает будущую профессию. Интересно - неинтересно. Например, “Я люблю читать исторические романы. Состояния историком”. То есть имеется предмет размышлений и конечный результат. Но соотношение с тем, где работать и как работать нет. Нет ни плана действия, ни способа достижения. Но интересы оптанта (человека, который избирает профессию) стимулируют его к более глубокому изучению истории. Учебные предметы в этот период подразделяются на важные, необходимые и неважные;

б) мотивация выбора профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. “Я хорошо понимаю математику - по-видимому, я стану математиком”. Здесь нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановые. Даже большие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта - подкрепляет его интересы к выбору профессии.

в) Выбор профессии с точки зрения системы ЦЕННОСТЕЙ: Хочу помогать людям: стану врачом. На этом этапе молодой человек обсуждает со знатоками ценности тот или другой профессии. Практическое принятие решения включает у себя два компонента: оопределение уровня квалификации будущего труда, объем и сроки подготовки к нему.

Выбор специальности. Последовательность этих выборов может быть разной. Сначала можно определить сферу деятельности, например, занимание медициной, а затем уровень квалификации - врач, фельдшер или медсестра. Может быть и наоборот - сначала вступить к институту. Как показывает практика, такой подход есть более распространенный [16,c.145].

В возрасте 16-23 годы большинство юношей и девушек получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях. Желаемое будущее стало реальностью, но это не всегда приносит удовольствие. Некоторые молодые люди разочарованные в выборе профессии. Работа может оказаться механической, скучной, руководитель - не справедливым, сотрудники - не разделяют их взглядов. Невозможность адаптироваться может мешать последующему профессиональному росту. Таким образом, профессиональное самоопределение следует понимать, как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространственные жизненного пути человека., где успеваемость профессиональной деятельности выступает критерием успеха жизни [16,c.130].

Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека: выбор трудового пространства для приложения личностью ресурсов трудовой активности; выбор профессии; реализация содержания трудовой деятельности.


Цель, задачи, методы исследования
Гипотеза: Применение технологий личностного коучинга может являться условием уменьшения страха перед экзаменом и добавить уверенности. Объект исследования: Состояние страха перед экзаменом. Предмет: Применение технологий личностного коучинга, как условие уменьшения страха перед экзаменом и повышения уверенности в себе. Цель: Изуч ...

Юридическая ответственность за преступные деяния
С точки зрения психологии ответственность представляет из себя подчиненность человека социальным требованиям общества. Основанием же привлечения лица к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, предусмотренного уголовным законом, т.е. наличие в действиях конкретного лица признаков преступления: об ...

Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников: Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь ...