Межличностная аттракция
Страница 1

Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения людей друг к другу в процессе восприятия.

Первичное исследование данного процесса было начато в 30-х годах прошлого столетия и началось с анализа вопросов почему людей друг в друге привлекает то или иное. Т.е. был исследован процесс привлекательности. В зарубежной психологии особое влияние на развитие данных исследований оказали ученые Морено и Ньюкомб. В это же время выходит легендарная книга Д. Корнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» , которая стала своего рода настольной книгой нескольких поколений людей. В то же время данный бестселлер получил отражение в отечественной психологической литературе в качестве рекомендаций к практике межличностного взаимодействия.

Внимание, которое было уделено аттракции вызвало появление целого ряда исследований. Особое внимание уделялось исследованиям возникновения аттракции в процессе первого знакомства. В то время наблюдалась своеобразная эйфория в открытии общих законов человеческих отношений и взаимодействия. В дальнейшем этот исследовательский бум сменился периодом пессимизма. За это время создавалась необходимая база для последующего углубленного анализа.

С 1970 г. начинает использоваться цепь подкреплений, которую разработал Лотт. Он попытался аккумулировать идеи баланса и обмена, в результате чего решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение в процесс взаимоотношений подкреплений. А именно: если ваши действия получают подкрепления со стороны других людей, то по отношению к ним и формируется аттракция.[4]

Еще одну модель, которую необходимо рассмотреть – это модель Барна и Клора. В данной модели подкрепление обязательно должно быть связано эмоциональным компонентом. Тут можно проследить взаимосвязь с опытами Павлова. Собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Данная модель включает в себя следующие положения:

1.Человек распознает стимулы поощрения или наказания, в результате чего стремится избегать вторых и получать первые.

2. Позитивные чувства – поощрение, негативные - наказание.

3. Оценка стимулов происходит в соответствии с теми чувствами, которые они вызывают. Следовательно - позитивная оценка – позитивные чувства негативная оценка- негативные чувства.

4. Нейтральный стимул может вызвать как положительные так и негативные чувства в том случае, когда присутствует определенный тип подкрепления - позитивный или негативный.

Таким образом можно сказать, что симпатия или антипатия, возникающая в процессе общения между людьми напрямую связана с теми чувствами, которые с ними ассоциируются.

Несмотря на то, что поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является несколько упрощенной, тем не менее, она полностью соответствует общей стимульно- реактивной методологической модели.

В последнее время, современным учеными начинает пониматься вся сложность феномена аттракции, его процессуальная и динамическая природа.

Люди предпочитают выстраивать отношения основанные на позитивном восприятии только с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения.

Хоманс описывал межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, который был заимствован у экономики, а именно коэффициент затрат и приобретений. Каждый человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и возможность получения выгоды. Если затраты окупаются то данное отношение позитивно, если нет- то следовательно негативно. Казалось бы, что данные отношения логически выстроены и обоснованы, но тем не менее, в реальной жизни человек не всегда рационален и как показывает реальный опыт человеческих отношений данная теория не всегда применима[5].

Психологи Фоа утверждают шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:

Страницы: 1 2


Тревожность и мотив достижения.
В начале 50-х годов Тейлор и Спенс (J.F. Taylor, K.W.Spence) (87) в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался довольно плодотворным. Taylor и Spence не столько интересовались тревожностью как таковой, сколько проверкой некоторых выводов, следовавших из теоретико-ассоциативной концепции влечения, а ...

Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет) № п/п Наименование темы Всего Аудиторная работа Лекции Практические занятия Самостоятельная работа 4,5 – семестр‑120 часов 1. Бизнес как социокультурный инсти ...

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину ...