Личность в философии З.Фрейда.
Страница 1

Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, и мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием как таковым, - с другой. Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мира в их крайне выраженных формах.

Первое отметается им по причине того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью и творящей из самого себя как внешнюю природу, так и внутренний мир субъекта. Второе толкование не признается Фрейдом в силу того, что для него материальный мир является объективной данностью, а не продуктом индивидуально-личностной бессознательной деятельности, исходящей из Я. Причем последняя точка зрения отвергается основателем психоанализа вовсе не потому, что ее приверженцы исходят из бессознательного. Для психоаналитической философии именно бессознательное становится главным и наиболее существенным объектом исследования, позволяющим понять природу человека. Критическое отношение Фрейда к субъективно-идеалистическому толкованию мира и человека как продуктов бессознательных сил осуществляется с позиции переосмысления статуса бессознательного

Фрейд исходит из реальности внешнего мира, считая, что, будучи независимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться перед человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемику с теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-идеалистических позиций. Исключение составляет религиозное мировоззрение, которое критически осмысливается им с точки зрения развенчания религиозных верований, чему Фрейд посвятил свои работы "Будущее одной иллюзии" (1927), "Моисей и монотеизм" (1939). Но Фрейд как бы ставит себя над философской полемикой, касающейся понимания внешнего мира. И дело не в том, что он не имеет своей собственной позиции в этом вопросе. Напротив, занимаемая им позиция вполне определенна: реальность объективного мира не вызывает у него сомнений. Однако Фрейд считает, что дальнейшие рассуждения на эту тему не представляют какого-либо интереса. Для психоаналитической философии более важно не рассмотрение содержания внешнего мира. А исследование того "малого" мира, которым является человеческое бытие.

Отсюда - изначальная установка психоаналитической философии: в противоположность философским концептуальным построениям, авторы которых обращаются главным образом к изучению внешнего мира, к проблемам "великого" мироздания, и тем самым недооценивают значимости собственно человеческого бытия, необходимо сместить акцент исследования на "малый" мир, на человека как такого, ибо, только восходя от "малого" к "великому" и постигая суть человеческих деяний, можно, как считает Фрейд, внести изменения в само существующее мироустройство, в протекание мировых процессов. "Кто начал постигать величие мировой связи явлений, их неизбежность, - замечает он, - тот легко теряет сознание своего собственного маленького "я". Уходя глубоко в преклонение перед величием мира и сделавшись действительно смиренным, слишком легко забываешь, что ты сам представляешь часть этих действующих сил и что нужно попытаться по мере своих личных сил изменить частицу этого необходимого хода мировой жизни - жизни, в которой малое не менее заслуживает удивления и внимания, чем великое".

Страницы: 1 2 3 4


Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучени ...

Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. 1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни идут впереди остальных, являясь базой для других. В младенчестве интенсивно развиваются органы чувств, ...

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма. Психолог ...