Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Страница 2

Материалы » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Классификация мотивов спортивной деятельности:

· по направленности на процесс или результат деятельности;

· по степени устойчивости;

· по связям с целями спортивной деятельности;

· по месту в системе;

· «Другие Я» ;

· по доминирующей установке.

А также:

· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);

· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);

· ситуативные (кратковременные, проходящие);

· устойчивые (долговременные, часто многолетние);

· смыслообразующие (прямо связанные с целью);

· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);

· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);

· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);

· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);

· мотивация избегания неудачи.

Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:

1. По срокам поставленных целей:

· самые высокие (далекие);

· перспективные (год);

· промежуточные (сезон соревнований);

· ближайшие (в течение месяца, недели);

· рабочие (на конкретном занятии).

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:

· развитие здорового спортивного честолюбия;

· развитие максималистских установок;

· афиширование успехов в печати, на телевидении.

3. По видам возможных поощрений:

· сборы, соревнования, поездки;

· грамоты, значки, звания;

· призы, спортивная форма, питание;

· улучшение жилищных условий;

· материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

· контакты, встречи вне тренировок;

· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;

· принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

· спарринг;

· игры;

· музыка;

· методическое разнообразие.

6. По особенностям, присущим личности тренера:

· оптимизм;

· энтузиазм;

· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;

· умение подавать положительный пример;

· вера в учеников;

· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.

Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.

А.В.Родионов отмечает, что «мотивация имеет сложную структуру и связана с самыми различными чертами личности»[36,139].

Многолетний мониторинг мотивации элитных спортсменов обнаружил, что для них значимыми являются: динамизм развития вида спорта, устойчивость социальной позиции в элитной команде, соблюдение правил честной спортивной борьбы при отборе в элитные команды и на престижные соревнования, характер межличностного общения в среде элитарных спортсменов и с представителями СМИ [13; 39].

Способами спортивной деятельности являются физические упражнения – тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и от условий деятельности. Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности автор относит: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения и воспитания и т.п.). К субъективным условиям спортивной деятельности - природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.

Страницы: 1 2 3 4 5


Коррекция и профилактика наркомании
Когда можно заметить, что ваш член семьи употребляет наркотики? § Когда нарастает безразличие ко всему, что было интересно § Когда видим уходы из дома и прогулы в школе, институте по непонятным причинам § Когда видим чрезмерно болезненную реакцию на любую критику § Когда видим избегание контактов с домашними § Когда резко снизилась ...

Стиль жизни
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям Кон ...

Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др. Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосяз ...