Заключение
Страница 1

Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики такие как «я – неудачник», «я - одиночество», «я – уличный пацан».

Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получило свое эмпирическое подтверждение.

Приложение 1

Mann-Whiney Test

VAR00002

N

Mean Rank

Sum of Ranks

VAR00001 1,00

2,00

Total

20

20

40

14,85

26,15

297,00

523,00

Test Statistics

VAR00001

Mann-Whiney U

Wilcoxon W

Z

Asump.Sig (2-tailed)

Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]

87,000

297,000

-3,074

0,02

0,02ª

a.Not corrected for ties.

b.Grouping Variable: VAR00002

Приложение 2

Mann-Whiney Test

VAR00007

N

Mean Rank

Sum of Ranks

VAR00001 1,00

2,00

Total

20

20

40

21,67

19,33

433,50

386,50

VAR00002 1,00

2,00

Total

20

20

40

14,55

26,45

291,00

529,00

VAR00003 1,00

2,00

Total

20

20

40

18,05

22,95

361,00

459,00

VAR00004 1,00

2,00

Total

20

20

40

23,38

17,63

467,50

352,50

VAR00005 1,00

2,00

Total

20

20

40

21,02

19,98

420,50

399,50

VAR00006 1,00

2,00

Total

20

20

40

18,45

22,55

369,00

451,00

Страницы: 1 2 3


Инстинкты как движущая сила общества
Фрейд развивался под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формиров ...

Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все ...