Методы и методики

Психодиагностические методы - тестирование.

Методики:

1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд).

2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).

3) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин).

Статистические методы обработки данных:

­ Критерий U - Манна-Уитни.

1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд).

Данную методику разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд.

В течение 15 мин необходимо ответить на вопрос: «Кто Я?», используя для этой цели 20 слов или предложений. В инструкции говорится, что не нужно стараться отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Нужно писать их так, как они приходят вам в голову, так как правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд.

Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Шкалы:

I. Зависимость

II. Независимость

III. Общительность

IV. Необщительность

V. Принятие «борьбы»

VI. Избегание «борьбы»

3) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин)

Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

- глобальное самоотношение;

- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

- Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

- Шкала I – самоуважение.

- Шкала II – аутосимпатия.

- Шкала III – ожидаемое отношение от других.

- Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

- Шкала 1 – самоуверенность;

- Шкала 2 – отношение других;

- Шкала 3 – самопринятие;

- Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

- Шкала 5 – самообвинение;

- Шкала 6 – самоинтерес;

- Шкала 7 – самопонимание.


Принципы исследования психологии больших социальных групп
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, ...

Выводы
В теоретическом обзоре нами были рассмотрены основные подходы к проблеме формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития. Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся развитием. ...

Основы эффективности руководства. Общие принципы
Можно считать, что наука об эффективном управлении (менеджмент) возникла на рубеже двадцатого века. Его основание принято связывать с именем Ф. Тейлора (см. Щербатых, 2005), который первым опубликовал научные принципы управления: · Любой труд можно структурировать и измерить · Скорость выполнения работы не менее важна, чем её содержан ...