Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Страница 3

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Giles-Sims & Crosbie-Burnett (1989) установили, что если подросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, что вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя (Sessa & Steinberg, 1991). Ф. Райс на основе данных фактов делает следующие выводы. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии [8].

По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям. Отношение подростка к отчиму во многом определяет его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношения единокровных и сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем [8].

Одно из проведенных исследований было посвящено оценке отношений подростков с отчимом, восприятию ими семейных проблем и их адаптации к новым условиям, вызванным появлением неродного отца. В результате удалось установить, что адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, где повторное замужество матери не вызывало в подростках резко отрицательной реакции. Эти выводы подтверждают уже сложившееся представление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений с отчимом (

Fine,

Donnely &

Voydanoff, 1991). Исследование Amato (1987) показало, что по сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому. Что касается детей из семей с отчимами, то последние их меньше поддерживают, реже наказывают и слабее контролируют, чем родные отцы. Однако по мере пребывания отчима в семье наблюдается усиление его положительной роли. В полных семьях родители принимают более активное участие в повседневной жизни своих детей и накладывают больше ограничений, чем отчимы, мачехи или одинокие родители.

Если ребенок во время развода и нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху как адекватную замену отцу или матери. А в подростковом возрасте пасынки и падчерицы трудно адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи; подросткам труднее наладить новые отношения с мачехами, чем с отчимами [8]. Это происходит главным образом потому, что мачехи сразу начинают играть более заметную роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы.

Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных родителей (

Amato, 1987). Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам. Нередко разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего рода «замкнутую социальную систему», и отчиму бывает очень нелегко в нее проникнуть. По данным

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов исследования.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Группа испытуемых Уровень мотивации к успеху низкий средний умеренно высокий слишком высокий 6 класс 16% 34% 38% 12% 10 класс 21% 30% 34% 15% I курс 20% 31% 31% 18% IV курс 16% 34% 29% ...

Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя. Р.П. Безделиной установлено, что более 85% обследов ...

Результаты исследования и их интерпретация
Результаты, полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3. Рис.1. Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд) Как видно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнем самопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чаще несли отрицател ...