Заключение
Страница 16

Результаты методики определения уровня эмпатии у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Из таблицы видно, что 100 % детей искренне ответили на вопросы, результатам тестирования можно доверять.

Большая часть детей данной группы испытуемых (60 %) имеет низкий уровень эмпатийности. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе со сверстниками. Это сторонники точных формулировок и рациональных решений. У этих детей мало друзей, а в тех, кто есть, они ценят больше деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость. Четверть числа испытуемых данной группы (25 %) имеет нормальный уровень эмпатийности. Этих детей нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других людей оказываются для них неожиданными. У этих детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

В данной группе испытуемых также выявлены младшие школьники (10 %), имеющие очень низкий уровень развития эмпатийности. Эмпатийные тенденции у этих детей не развиты. Они затрудняются первыми начать разговор, держится особняком среди сверстников. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать.

Также в данной группе испытуемых присутствуют дети (5 %), имеющие высокий уровень развития эмпатийности выше среднего. Дети чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Дети тянутся к ним. Окружающие ценят их душевность. Младшие школьники стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Они хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах эти дети не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

Очень высокий уровень эмпатийности у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, не выявлен.

Приложение 9

Результаты методики оценки самоконтроля в общении у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждении интернатного типа.

Исследование проводилось в КГБОУ «Ермаковский детский дом» в марте 2010 г. получены следующие результаты:

№ п\п

Испытуемый

Уровень самоконтроля в общении

Высокий

Средний

Низкий

1

Ира Л.

+

2

Юля Л.

+

3

Юля Р.

+

4

Диана Б.

+

5

Дима Г.

+

6

Настя П.

+

7

Влад Д.

+

8

Катя Я.

+

9

Саша Г.

+

10

Оля П.

+

11

Катя М.

+

12

Рома П.

+

13

Сережа Б.

+

14

Рома К.

+

15

Костя Д.

+

16

Настя Б.

+

17

Уля М.

+

18

Илья Ф.

+

19

Паша Р.

+

20

Алеша А.

+

Количество детей

2

4

14

%

10 %

20 %

70%

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Опытно-экспериментальная часть
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формиру ...

Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы: А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. В) Ориентировка в личности собеседника. Г) Планирование содержания своего общ ...

Изучение психологического климата класса у младших школьников и старших подростков
Исследование проводилось в средней школе № 44 г. Севастополя. Мной был рассмотрен психологический климат в раннем подростковом возрасте (5-Б класс) и в старшем подростковом возрасте (10-А и 10-Б классы). Наблюдение проводилось мной при посещении школьных уроков, и при непосредственном общении с учениками на классных часах в течение вс ...