Заключение
Страница 13

Из таблицы видно, что 100 % детей искренне ответили на вопросы, результатам тестирования можно доверять.

Половина детей класса (50 %) имеет нормальный уровень эмпатийности. Этих детей нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других людей оказываются для них неожиданными. У этих детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

Также большой процент детей класса (35 %) имеет высокий уровень эмпатийности. Дети чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Дети тянутся к ним. Окружающие ценят их душевность. Младшие школьники стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Они хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах эти дети не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

В классе выявлены дети (15 %) с низким уровнем эмпатийности. Эти дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не деятельности со сверстниками. Эти дети – сторонники точных формулировок и рациональных решений. У них мало друзей, а в тех, кто есть, они ценят больше деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость. Бывает, сверстники не слишком жалуют их вниманием.

Очень высокий и очень низкий уровни эмпатийности у младших школьников, воспитывающихся в семье, не выявлены.

Приложение 6

Результаты методики оценки самоконтроля в общении у младших школьников, воспитывающихся в семье.

Исследование проводилось в 3 «а» классе в феврале 2010 г. получены следующие результаты:

№ п\п

Испытуемый

Уровень самоконтроля в общении

Высокий

Средний

Низкий

1

Дима П.

+

2

Юра Н.

+

3

Саша П.

+

4

Вадим В.

+

5

Наташа Л.

+

6

Оля Н.

+

7

Таня К.

+

8

Коля Ф.

+

9

Слава Н.

+

10

Марина Р.

+

11

Лариса О.

+

12

Максим У.

+

13

Андрей К.

+

14

Толя П.

+

15

Денис Л.

+

16

Таня С.

+

17

Петя Р.

+

18

Тамара Г.

+

19

Света Б.

+

20

Люда Д.

+

Количество детей

6

10

4

%

30 %

50 %

20%

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Выводы и практические рекомендации
¾ Личностный преморбид подростков экспериментальной группы, страдающих на момент проведения исследования психическими расстройствами различной нозологической принадлежности представлен следующими преобладающими типами акцентуаций характера: астено-евротической в 29% случаев, шизоидной в 21% случаев, циклоидной в 14% случаев и лаб ...

Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Исследование мышления в подростковом возрасте
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме с ...

Результаты и их обсуждения. Процедура проведения эксперимента
Наше исследование носит экспериментальный характер. Для выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от некоторых психологических характеристик личности руководителя было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие два коммерческих подразделения двух различных фирм: по 15 человек в каждом по ...