Заключение
Страница 1

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.

Гипотеза выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что:

младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа

1. плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;

2. плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения;

3. плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов;

4. могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции;

5. часто ошибаются в интерпретации слов собеседника;

6. плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым);

7. испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;

8. у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация;

9. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми;

10. не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.

Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.

Приложение 1

Определение особенностей социального интеллекта. (Дж. Гилфорд, М. Салливен)

Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.

Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

1) познание элементов поведения — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

2) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

3) познание отношений поведения — способность понимать отношения;

4) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

5) Познание преобразования поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

6) Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Факторы, влияющие на становление социального интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному ...

Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение
Обсуждение результатов патохарактерологического изучения подростков экспериментальной группы в количестве 126 человек целесообразно начать с представления характеристики основных параметров, заинтересовавших нас в ходе обработки графиков патохарактерологического исследования. Итак, при изучении числовых выражений графика ПДО нас интере ...

Методы исследования
В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы — письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составит ...