Методика определения уровня эмпатии - И.М. Юсупов (Приложение 2)
Страница 1

Предлагаемая методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности. Если ответили «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также пометили пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда», то испытуемые не пожелали быть откровенными, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – результаты не учитываются. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

От 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У человека болезненно развито сопереживание. В общении он, как барометр, тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Человеку трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него свое эмоциональное состояние. Такой человек плохо чувствует себя в присутствии «тяжелых» людей. Дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом. Нередко такой ребенок испытывает комплекс вины, опасается причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боится задеть их. В то же время сам очень ранимы. Может страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия. Его впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни, ребенок близок к невротическим срывам.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Такой ребенок чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, склонен многое им прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Ему нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, он эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты с окружающими и находит общий язык. Должно быть, и дети тянутся к нему. Окружающие ценят его душевность. Ребенок старается не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести его из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека «толстокожим», но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонен судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Ему не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимателен, старается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для него неожиданными. У такого ребенка нет раскованности чувств, и это мешает его полноценному восприятию людей.

Страницы: 1 2


К истории вопроса
Исследования малых групп прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт прису ...

Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как для любого социальног ...

Профилактика и разрешение конфликтов.
Управление конфликтом предполагает не только регулирова­ние уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хо­рошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обес­печивает сокращение их числа и исключение возмож ...