Введение

В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Одним из важных направлений теоретического анализа проблемы социального интеллекта рассматривается вопрос о его соотношении с интеллектуальными характеристиками личности. До сих пор существуют споры – входит ли социальный интеллект в структуру общего интеллекта или нет. На данный момент в психологической науке нет однозначного мнения по этому вопросу, что свидетельствует о противоречиях во взглядах на природу социального интеллекта.

В данной дипломной работе будет предпринята попытка, изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

Объект исследования – социальный интеллект, как способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов социальных умений и компетентности (Д.В.Ушаков).

Предметом исследования - особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.

2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.

3. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

4. Сравнить особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Методы:

1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен); методика определения уровня эмпатии (И.М.Юсупов); оценка самоконтроля в общении (М.Снайдер).

3. Методы статистической обработки результатов исследования - угловое преобразование процентных долей Фишера.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с младшими школьниками, воспитывающимися в условиях учреждений интернатного типа, родителями.

Надежность и достоверность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением методик, адекватных цели и объекту исследования, использованием методологического аппарата психологической науки, качественным и количественным анализом экспериментального материала, методов математической статистки.


Насильственный тип преступника
Основные характерные черты лиц, совершающих насиль­ственные преступления, — деформация системы базовых соци­альных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, ви­новные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изна­силованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней ...

Виды воображения
Согласно взглядам П.Я. Гальперина, существует "много видов воображения, так как воображение - это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи" (3). Деятельность воображения делится, как и у любого другого психического процесса, на произвольную и непроизвольную, в зависимости от меры сознательного ...

Тест «Оценка уровня конфликтности личности»
Этот тест выявляет уровень развития конфликтности личности, Уровни развития конфликтности 14 17 Очень низкий уровень 18 20 Низкий 21 23 Ниже среднего 24 26 Чуть ниже средний 27 29 Средний 30 32 Выше среднего 33 35 Выше среднего 36 38 Высокий 39 ...