Анализ и интерпретация результатов исследования
Страница 1

Материалы » Особенности формирования волевых качеств у дошкольников » Анализ и интерпретация результатов исследования

Данные, полученные в результате проведения методики "Не подглядывай" отражены в таблице 1 (см. Приложение В). Как видно из результатов, отраженных в таблице 1, результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3 человека (12%).

Большая часть обследуемых – 10 человек (40%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57 сек., количество подглядываний – 1-2.

Самый низкий результат ожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 13 детей (47%), количество их подглядываний варьирует от 1 до 5.

Таким образом, всего 3 человека (12%) имеют высокий уровень развития упорства и целеустремленности, средний уровень имеют 10 обследуемых (40%). И, наконец, большая часть группы, 13 человек (47%) показали низкий уровень развития упорства и целеустремленности.

Итак, полученные в результате исследования данные позволили выделить три группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.

Первая группа, которая составила 47% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается слабое развитие таких волевых качеств, как упорство и целеустремленность.

Для них характерна эмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания. Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) в течение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижению цели (дождаться, пока им дадут игру).

Дети не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. Неразвитость такого волевого качества как упорство, характеризуется тем, что дети выдерживали с закрытыми глазами короткий промежуток времени. Соблазн узнать, что же происходит вокруг, какую игру получит ребенок, проявлялся в том, что дети начинали активно подглядывать, думая, что этого никто не видит. Эти дошкольники обладают низким уровнем развития волевых качеств.

Вторая группа, которая составила 40% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.

Дети не смогли полностью сосредоточится на достижении цели, отвлекались на шум, который специально производил исследователь (постукивания и т.п.). Не выдерживая однообразного, скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний было небольшим и варьировалось от 1 до 3. Эти дошкольники обладают средним уровнем развития волевых качеств.

Третья группа, численность которой составила 12%, представлена детьми, у которых отмечается высокий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.

Дети продержались с закрытыми глазами более 3 минут, не совершив при этом ни одного подглядывания. Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытыми глазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтоб достичь этой цели – некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб не подглянуть. Для ребенка 5-6 лет это является очень высоким показателем развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Упорство проявлялось и в том, что дети не пытались подглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались на внешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.).

Эти дошкольники обладают высоким уровнем развития волевых качеств. Графически полученные результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни развития упорства и целеустремленности

Данные, полученные в результате методики "Закрась фигуры" отражены в таблице 2 (см. Приложение Г).

Как видно из результатов таблицы 2, никто из дошкольников не обладает очень высоким уровнем развития упорства и целеустремленности. Высоким уровнем обладают 7 человек (27%) , 12 человек (46%) имеют средний уровень, 5 человек (19%) – низкий, и 2 человека (8%) имеют очень низкий уровень развития упорства и целеустремленности.

Таким образом, основная часть детей имеют средний уровень развития упорства и целеустремленности.

Итак, полученные в результате исследования данные, позволили выделить четыре группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.

Первая группа, которая составила 8% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается очень низкий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Дети смогли закрасить аккуратно очень малое количество фигур (менее 3), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигуры).

Все дети, попавшие в эту группу, вообще не смогли завершить задание до конца. После закрашенных 5-7 фигур, ребенок отказывался от задания, мотивируя это тем, что он уже устал. Это характеризуется очень низким уровнем развития упорства. Для этих дошкольников характерна эмоциональная неустойчивость, очень быстрая истощаемость, что привело к резкому снижению качества выполняемого задания. Это дошкольники обладают очень низким уровнем развития волевых качеств.

Страницы: 1 2


Система регуляции поведения личности в период воздействия внутренних и внешних факторов
Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов. ...

Концепция личности А.В. Петровского
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Понятие личность относится к о ...

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного познания. Правил, в соответствии с которыми исследователь должен был бы выводить новые закономерност ...