Введение
Страница 1

В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом.

Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, – указывал Л.С. Выготский, – приобретает и иные возможные действия. Осознать – значит в известной мере овладеть . Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].

В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: "Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние" [10, с. 101]

Как пишет в своем исследовании Е.П. Ильин, сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то как свобода, то как выражение желания человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой в обыденном понимании воли нашел отражение и в научном ее понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека [10, с. 246].

Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

Многочисленные исследования доказывают, что психические особенности детей дошкольного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности от содержания и методов воспитательно-образовательной работы.

Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е.О.

Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к школе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии дошкольника. Дошкольный возраст, как известно, является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности.

Страницы: 1 2


Ценностные ориентации подросткового возраста
Ценностная ориентация - это направленность личности на определенные ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т. Д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них. Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей: 1. Терминальные ценности - убеждения ...

Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становиться лично ...

Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва
Негосударственное образовательное учреждение "Солнечный круг" создано в 1996 году при содействии Психологического института Российской Академии образования и российского отделения Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей и подростков при Совете Европы). Учреждение начало работу как детски ...