Выводы

В теоретическом обзоре нами были рассмотрены основные подходы к проблеме формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития. Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся развитием. Однако при анализе подобных работ было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют внимание такому значимому компоненту психических процессов как пространственный анализ и синтез, и возможность включения коррекционного процесса в привычную для данной группы детей деятельность. В результате анализа психологической литературы была отмечена значимость телесного аспекта в дошкольном возрасте, в связи с присущей ребенку данного возраста инстинктивной потребности в движении, доминировании кинестетической перцепции в познании окружающего мира.

Примененные в данном исследовании экспериментально-диагностические задания позволили выявить уровень развития пространственного восприятия, а так же роль нарушений пространственного анализа и синтеза в развитии психики детей с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. Различного рода недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у 100% испытуемых, с большей частотой выявляются нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела (74%-75%) и зрительно пространственные нарушения (64%-62%). Сравнительный анализ данных свидетельствует, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм церебрального паралича и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ различий уровня развития функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной группы и статистическая обработка данных показали, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Таким образом, основываясь на результатах экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции, способствуют успешному развитию у детей процессов пространственного анализа и синтеза.


Характеристика основных способов управленческого воздействия
Обычно в качестве основных способов управленческого воздействия выделяют внушение, заражение, подражание и убеждение. Под внушением понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не н ...

История формирования социально-психологических идей
По мнению Г.М.Андреевой, и с ней солидарны другие известные социальные психологи, история социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими я ...

Респондентное и оперантное поведение
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное . Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респондентное поведение. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний ...