Введение
Страница 2

- в процессе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), достаточные для последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Исходя из цели и рабочей гипотезы, определяются задачи исследования: - анализ особенностей работы детского психолога в условиях специализированного детского учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;

- выявить взаимосвязь различных видов восприятия с развитием предметно-практической деятельности;

- определить роль пространственных нарушений в развитии психики ребенка;

- определить эффективные методы коррекции в формировании операционного компонента, то есть операций анализа и синтеза;

- разработать алгоритм физкультурной активности детей с нарушениями пространственных представлений.

Методологической основой исследования является концепция целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Ананьев Б.Г.), фундаментальные положения специальной психологии, психофизиологии и коррекционной педагогики о роли пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка. В исследовательских работах ряда авторов подчеркивается, что нарушения психического развития при ДЦП тесно связаны с сенсорными расстройствами. Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений [Выготский Л.С., Лурия А.Р.]. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой своеобразные отклонения моторного развития, которые без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка [Калижнюк Э.С., Семенова К.А., Мастюкова Е.М ]

Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- методы психологического исследования пространственных представлений;

- методы оценки двигательных возможностей;

- психологический формирующий эксперимент по развитию пространственного анализа и синтеза при выполнении физических упражнений;

- включенное наблюдение;

- анализ медицинской документации и заключений специалистов;

- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие между теоретическим подходом к коррекции пространственных нарушений и практикой их развития в условиях детских специализированных учреждений, что усугубляется крайне малой разработанностью таких методик. С одной стороны, практически все современные теоретические концепции признают прямое влияние опорно-двигательной патологии на развитие нервно-психических функций ребенка. С другой стороны, в ряде случаев двигательный дефект не всегда является определяющим фактором в недоразвитии данных функций у детей с ДЦП и может не сказываться в определенной степени на состоянии психического развития личности и таких высших психических функций, как мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера.

Из данного противоречия определяется проблема исследования, выявление психологических особенностей формирования процессов пространственного анализа и синтеза и обоснование оптимальных путей коррекции в условиях адаптивного физического воспитания детей с недостатками психомоторного развитии.

Страницы: 1 2 3


Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте
Особенности развития мышления подростков. В предыдущих параграфах мы уже упоминали о том, что для подростка всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способ устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он п ...

Подкрепление в научении через наблюдение
Хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молни ...

Характеристика людей, употребляющих наркотические вещества
В принципе, каждый человек под влиянием особых обстоятельств может стать наркоманом. Причины могут быть различными, они сугубо индивидуальны в каждом отдельном случае. Специфические черты личности. Существуют специфические черты психики людей, способствующие возникновению пристрастия к наркотикам. Эти люди обычно не умеют находиться в ...