Введение
Страница 2

- в процессе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), достаточные для последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Исходя из цели и рабочей гипотезы, определяются задачи исследования: - анализ особенностей работы детского психолога в условиях специализированного детского учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;

- выявить взаимосвязь различных видов восприятия с развитием предметно-практической деятельности;

- определить роль пространственных нарушений в развитии психики ребенка;

- определить эффективные методы коррекции в формировании операционного компонента, то есть операций анализа и синтеза;

- разработать алгоритм физкультурной активности детей с нарушениями пространственных представлений.

Методологической основой исследования является концепция целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Ананьев Б.Г.), фундаментальные положения специальной психологии, психофизиологии и коррекционной педагогики о роли пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка. В исследовательских работах ряда авторов подчеркивается, что нарушения психического развития при ДЦП тесно связаны с сенсорными расстройствами. Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений [Выготский Л.С., Лурия А.Р.]. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой своеобразные отклонения моторного развития, которые без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка [Калижнюк Э.С., Семенова К.А., Мастюкова Е.М ]

Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- методы психологического исследования пространственных представлений;

- методы оценки двигательных возможностей;

- психологический формирующий эксперимент по развитию пространственного анализа и синтеза при выполнении физических упражнений;

- включенное наблюдение;

- анализ медицинской документации и заключений специалистов;

- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие между теоретическим подходом к коррекции пространственных нарушений и практикой их развития в условиях детских специализированных учреждений, что усугубляется крайне малой разработанностью таких методик. С одной стороны, практически все современные теоретические концепции признают прямое влияние опорно-двигательной патологии на развитие нервно-психических функций ребенка. С другой стороны, в ряде случаев двигательный дефект не всегда является определяющим фактором в недоразвитии данных функций у детей с ДЦП и может не сказываться в определенной степени на состоянии психического развития личности и таких высших психических функций, как мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера.

Из данного противоречия определяется проблема исследования, выявление психологических особенностей формирования процессов пространственного анализа и синтеза и обоснование оптимальных путей коррекции в условиях адаптивного физического воспитания детей с недостатками психомоторного развитии.

Страницы: 1 2 3


Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности. История возникновения
Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, ...

Дисгармония
Выдающийся учёный И.И.Мечников считал, что в сексуальных отношениях человека существует дисгармония природы. Он писал: «Тот факт, что чувственность развивается ранее у мужчины, чем у женщины, часто влечёт за собой разлад между супругами. В эпоху, когда специфическая чувственность женщины достигает апогея, половое отправление мужчины (ча ...

Структура общения
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация: А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и е ...