Заключение
Страница 1

Основным в формировании правильной мотивации должна стать пропаганда физической культуры и спорта в средствах массовой информации теле-, радиокомпании, газеты, журналы и др. «Закон о ФК и С» в гл. IV ст.21-22 определил направления этой деятельности. Большое число детей начинают заниматься по медицинским показаниям для укрепления здоровья, корректировки телосложения. Некоторые добиваются затем выдающихся результатов.

Мотивация спортивной деятельности – это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Обычный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг – решил стать спортсменом. Здесь действует мотивация – совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Сложность изучения мотивов очевидна, поскольку они образуют тот интимный мир человека, который скрыт от посторонних взглядов, а порой ускользает и от самоанализа. К тому же мотивы могут быть столь тесно связаны между собой, что порой трудно выделить из них доминирующие. Влияние же тех или иных мотивов на результат деятельности спортсмена весьма существенно.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что всегда важно знать ради чего та или иная личность что-то делает. Он писал: «Существует общий психологический закон: каков главный мотив деятельности, таков и личностный смысл, который приобретают для человека его действия, реализующие данную деятельность, их цели, условия. Иначе говоря, чтобы выяснить личностный смысл для человека тех или иных явлений и его собственных действий, нужно знать мотивы его деятельности»[13,236].

Поэтому усвоение основных мотивов спортивной деятельности, ее социального смысла и значимости всегда должно преломляться через конкретные интересы данной личности. Наиболее последовательно эти методологические принципы реализуются в концепции одного из ведущих отечественных психологов - П. Я. Гальперина[5;30]. Главное содержание этой концепции, носящей название теории планомерного поэтапного формирования, составляет описание, с одной стороны, последовательности этапов, которые закономерно проходят через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а с другой - тех условий, которые необходимо обеспечить для получения действия с заранее намеченными, заданными свойствами. Тем самым эта теория не только дает возможность найти конкретные способы психологического воздействия на человека, но и позволяет активно, целенаправленно и планомерно формировать его сознание.

Все это максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах спортивной деятельности. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой или системами ценностей) идентифицирует себя спортсмен, какова содержательная сторона этих ценностей: развитие или обогащение, созидание или разрушение, гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.

Исследовав мотивацию с разных сторон в начальных классах на базе СДЮСШОР №2 можно сказать, что влияние мотивации на результаты спортивной деятельности у младших школьников достаточно большое в силу возрастных особенностей. Отношения с тренером и со сверстниками положительные, высокий уровень мотивации потребности в собственном физическом развитии - младшие школьники показывают высокую посещаемость спортивных занятий. Результаты тренировок у детей улучшаются вместе с увеличением спортивной мотивации и потребностью достичь высоких личных результатов во время тренировок.

Таким образом, гипотеза – «высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты спортивной деятельности младших школьников» – полностью подтвердилась.

Практические рекомендации для тренеров:

· Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Почаще хвалить молодых спортсменов. Использовать такие подбадривания и поощрения, как похлопывание по спине и дружеская улыбка.

· Хвалить детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если говорить, что молодой спортсмен сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что тренер просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к тренеру. Признавать неудачное выступление своего подопечного (например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация»), вместе с тем подбадривая его («В следующий раз у тебя все получится»).

Страницы: 1 2 3