Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Страница 6

Материалы » Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

· Соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную оценку и известность;

· Результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

· Соревнования – это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

Психологическое обеспечение физического воспитания и спорта невозможно без решения задач оздоровительной направленности. Оздоровительная деятельность в психологическом аспекте направлена на сохранение и укрепление психического здоровья.

Сюда следует отнести социализацию вне спортивной или учебной работы, развитие коммуникативных качеств личности, снижение уровня влияния на здоровье психических факторов соревновательной деятельности, повышение стрессоустойчивости и др.

Особого внимания заслуживают такие способы оздоровительной деятельности, как участие спортсмена в работе специальных семинаров, систематическое посещение психологических тренингов, консультаций, аутогенная тренировка, психоанализ.

Таким образом, мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, особенностей личности. Поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей и целей, обусловленных конкретным типом личности.

Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, её конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям с другой.

Объектом анализа целостной системы спортивной деятельности являются не её отдельные структурные элементы, процессы, функции, а целостная личность в сфере данного типа деятельности. При этом, как отмечает В.А.Сальников, не сама по себе деятельность, а происходящие в процессе деятельности изменения в мотивационно – потребностной сфере юного спортсмена в определённой степени обусловливают этапы его жизненного развития.

Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития». «Факторы развития» - это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида. Необходимо отметить, что факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс.

Наблюдение за работой тренеров показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и тренер, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в группе, где мнение тренера – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. В какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить разряд мастера спорта, непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития учащегося, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Проблема формирования ценностных ориентаций
Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесоо ...

Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Но это достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь ...

Психологическая поддержка
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные трудности в общении с потенциальными работодателями. Для работы с ...