Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Страница 2

Материалы » Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б.Стамбулова:

Классификация мотивов спортивной деятельности:

· по направленности на процесс или результат деятельности;

· по степени устойчивости;

· по связям с целями спортивной деятельности;

· по месту в системе;

· «Другие Я»;

· по доминирующей установке.

А также:

· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);

· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);

· ситуативные (кратковременные, проходящие);

· устойчивые (долговременные, часто многолетние);

· смыслообразующие (прямо связанные с целью);

· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);

· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);

· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);

· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);

· мотивация избегания неудачи.

Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:

1. По срокам поставленных целей:

· самые высокие (далекие);

· перспективные (год);

· промежуточные (сезон соревнований);

· ближайшие (в течение месяца, недели);

· рабочие (на конкретном занятии).

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:

· развитие здорового спортивного честолюбия;

· развитие максималистских установок;

· афиширование успехов в печати, на телевидении.

3. По видам возможных поощрений:

· сборы, соревнования, поездки;

· грамоты, значки, звания;

· призы, спортивная форма, питание;

· улучшение жилищных условий;

· материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

· контакты, встречи вне тренировок;

· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;

· принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

· спарринг;

· игры;

· музыка;

· методическое разнообразие.

6. По особенностям, присущим личности тренера:

· оптимизм;

· энтузиазм;

· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;

· умение подавать положительный пример;

· вера в учеников;

· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.

Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формиров ...

Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников: Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь ...

Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье
По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье (Дж.Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (Приложение 4): Субтест «Истории с завершением» Таблица 1. Показатели выраженности способности к познанию поведения у младших школьников, воспитывающихся в семье (п=20) ...