Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Страница 4

Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму

1. нарушения сна, которые проявлялись в виде затрудненного засыпания, чуткого сна, синдрома «пяти часов» - когда дети просыпаются незадолго до времени начала теракта, взрыва, не могут заснуть, испытывают тревогу, беспокойство. Наблюдаются вздрагивания туловища, плач во сне, кошмарные сны;

2. страхи, которые квалифицируются как сверхценные. Тематика страхов связана с терактом. Дети боятся повторения, многие дети в течении 1-2 недель спят одетыми, приготовив верхнюю одежду;

3. изменения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в плаксивости, пассивности по отношению к любимым занятиям, сниженном эмоциональном фоне;

4. проявление астенического синдрома;

5. случаи системных неврозов (заикание, энурез, тик).

Соматическое состояние у таких детей сопровождается вегетативной симптоматикой: зуд кожи, температура, головные и сердечные боли, тремор пальцев рук, жалобы на снижение или полное отсутствие аппетита, сочетание ощущения озноба с повышенной потливостью, тошнота, позывы на рвоту, затрудненный стул.

Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.

У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.

Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

1. нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;

2. страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение;

3. страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием;

4. соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;

5. повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами.

Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.

Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс – это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5


Психокоррекционная программа
Цель программы: Провести комплекс коррекционных мероприятий способствующих снижению тревожности перед экзаменом, обретению уверенности в себе. Данная программа предусматривает 2 встречи в среднем по 50 минут. Занятие №1 Цель: Сформировать психологическую готовность к достижению цели. Ход занятия: 1. Установление рапорта. Это исхо ...

Метапатологии
Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о н ...

Результаты исследования ПДО и код расшифровки
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, ...