Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Страница 4

Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму

1. нарушения сна, которые проявлялись в виде затрудненного засыпания, чуткого сна, синдрома «пяти часов» - когда дети просыпаются незадолго до времени начала теракта, взрыва, не могут заснуть, испытывают тревогу, беспокойство. Наблюдаются вздрагивания туловища, плач во сне, кошмарные сны;

2. страхи, которые квалифицируются как сверхценные. Тематика страхов связана с терактом. Дети боятся повторения, многие дети в течении 1-2 недель спят одетыми, приготовив верхнюю одежду;

3. изменения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в плаксивости, пассивности по отношению к любимым занятиям, сниженном эмоциональном фоне;

4. проявление астенического синдрома;

5. случаи системных неврозов (заикание, энурез, тик).

Соматическое состояние у таких детей сопровождается вегетативной симптоматикой: зуд кожи, температура, головные и сердечные боли, тремор пальцев рук, жалобы на снижение или полное отсутствие аппетита, сочетание ощущения озноба с повышенной потливостью, тошнота, позывы на рвоту, затрудненный стул.

Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.

У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.

Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

1. нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;

2. страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение;

3. страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием;

4. соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;

5. повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами.

Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.

Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс – это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование личностных особенностей педагогов. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 7 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 15 до 26 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 5 до 8 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате. Исследование проводилось при помощ ...

Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация. Организация исследования
Исследование проводилось в МУ "Центр социальной помощи семье и детям Ленинского района" г. Ижевска. В соответствии с целью и задачами исследования проводилось экспериментальное исследование образа Я подростков неблагополучных семей. Было обследовано 50 человек. Возрастной диапазон - 15-16 лет. Экспериментальная группа состоял ...

Возможные ошибки при оценке кандидатов
Очень часто менеджеры по персоналу уверенно полагаются на свои субъективные ощущения, гордо называя это интуицией, богатым жизненным опытом, профессиональным чутьем. Такие неопределенные критерии, как правило, приводят к ошибкам в оценке кандидатов. То, что люди называют интуицией, чутьем, личным опытом, чаще всего является лишь индивид ...