Заключение
Страница 2

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

- стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака.

Таким образом, максимальная выраженность признака - 20, минимальная - 5; высокие оценки - 18, 19, 20, низкие - 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3,13,19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);

- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела»; обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал; оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психологической беседы. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.

Признаки:

1. Вербализация

2. Чрезмерная забота

3. Зависимость от семьи ребенка

4. Подавление воли

5. Ощущение самопожертвования

6. Опасение обидеть

7. Семейные конфликты

8. Раздражительность

9. Излишняя строгость

10. Исключение внесемейных влияний

11. Сверхавторитет родителей

12. Подавление агрессивности матери

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки

14. Партнерские отношения

15. Развитие активности

16. Уклонение от конфликта

17. Безучастность

18. Подавление сексуальности

19. Доминирование матери

20. Чрезвычайное вмешательство

21. Уравнение отношения

22. Стремление ускорить развитие ребенка

23. Несамостоятельность матери

Ключ.

За ответ A начисляется 4 балла, а - 3 балла, б - 2 балла, Б - 1 балл.

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Значение признака

1

24

47

70

93

Вербализация

2

25

48

71

94

Чрезмерная забота

3

26

49

72

95

Зависимость от семьи ребенка

4

27

50

73

96

Подавление воли

5

28

51

74

97

Ощущение самопожертвования

6

29

52

75

98

Опасение обидеть

7

30

53

76

99

Семейные конфликты

8

31

54

77

100

Раздражительность

9

32

55

78

101

Излишняя строгость

10

33

56

79

102

Исключение внесемейных влияний

11

34

57

80

103

Сверхавторитет родителей

12

35

58

81

104

Подавление агрессивности матери

13

36

59

82

105

Неудовлетворенность ролью хозяйки

14

37

60

83

106

Партнерские отношения

15

38

61

84

107

Развитие активности

16

39

62

85

108

Уклонение от конфликта

17

40

63

86

109

Безучастность

18

41

64

87

110

Подавление сексуальности

19

42

65

88

111

Доминирование матери

20

43

66

89

112

Чрезвычайное вмешательство

21

44

67

90

113

Уравнение отношения

22

45

68

91

114

Стремление ускорить развитие ребенка

23

46

69

92

115

Несамостоятельность

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Концепция личности В.Н. Мясищева (1892-1973)
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности. Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последо ...

Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение
Обсуждение результатов патохарактерологического изучения подростков экспериментальной группы в количестве 126 человек целесообразно начать с представления характеристики основных параметров, заинтересовавших нас в ходе обработки графиков патохарактерологического исследования. Итак, при изучении числовых выражений графика ПДО нас интере ...

Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора риска.
Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее результативным. Как выяснилось, решающую роль при этом сыграла модель выбора риска (risk-taking model) Y.W. Atkinson. (57) Эта модель восходит к семейству теорий «ожидаемой ...