Введение

Актуальность работы. В современной семье в большинстве случаев преобладает целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Это является, по мнению Носковой О.Г, отражением общих принципов современного традиционного образования: субординации, педагогического монолога, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства, что не всегда способствует формированию здоровой самооценки ребенка, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [19].

Основой положительной, адекватной, здоровой самооценки является проявление любви к детям, которая раскрывается в общении родителей и детей по принципу соразвития, сосуществования, содружества, свободы и безусловного принятия ребенка.

В современной педагогической психологии не изучены полностью проблемы, связанные с влиянием профессиональной деятельности родителя на стиль воспитания ребенка и на создаваемый им психологический климат семейного общения (совокупность таких компонентов, как авторитарный стиль общения, преобладающие духовно-нравственные ценности, содержание взаимодействия членов семьи).

Данная работа посвящена теоретическо-практическому решению вопроса о влиянии профессиональной принадлежности родителей на стиль взаимоотношений в семье, а также на формирование личности ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития ребенка в целом, формирования совокупности его взглядов на собственную личность, отличающуюся адекватной, развитой способностью принимать себя, отсутствием чувства вины.

Цель работы - определить влияние профессиональной принадлежности родителей на внутрисемейные отношения и стиль воспитания ребенка, а также, непосредственно, на его личностные особенности (на примере родителя-педагога).

Цель исследования определила следующие задачи:

1) осветить проблему влияния профессиональной принадлежности родителей на взаимодействие с детьми;

2) выявить специфику профессии учителя;

3) раскрыть характеристику взаимоотношений родителей и ребенка;

4) провести исследование, выявляющее зависимость особенностей личности ребенка от типа профессиональной деятельности родителей;

5) дать рекомендации родителям-педагогам.

Объект исследования - учительская семья (имея в виду одного или двух родителей, работающих учителями).

Предмет исследования - влияние профессиональной деятельности родителей-педагогов на особенности личности ребенка.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогических исследований;

2) эмпирические методы:

· опросы родителей и детей;

· анкетирование, тестирование родителей и детей (методики PARI, «опросник родительского отношения» Варга А.Я. и Столина В.В, «опросник удовлетворенности браком» Столина В.В., Романовой Т.Л. и Бутенко Г.П., «удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И. для родителя и «Рисунок семьи», методика Жиля Р. для ребенка);

· количественный и качественный анализ результатов исследования.

В ходе исследования предлагается проверить следующую гипотезу - профессиональная принадлежность родителей непосредственно влияет на внутрисемейные отношения и на стиль воспитания, тем самым формируя определенные особенности личности ребенка (на примере родителей-учителей).


Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Л.С. Выготский хар ...

Альфред Адлер
Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. «Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как нам известно, предполагает способность меняться и некоторую свободу пе ...

Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологическо ...