Заключение
Страница 2

Приложение 2

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.

Таблица 2 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1.Благоприятная семейная обстановка

1. Общая деятельность всех членов семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

З. Изображение всех членов семьи

0,2

4. Oтcyтствие изолированных членов семьи

0,2

5. Oтcyтствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линий

0,1

7 Oтcyтствие показателей вpaждебности.

0,2

8.Адекватное распределение людей на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

-----

2.Тревожность

1. Штриховка

0,1; 2,3

2. Линия основания - пол

0,1

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1;0,2

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

------

3.Конфликтность

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1;0,2

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0,2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания рисунку

0,1

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,2

10. Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.Другие возможные признаки

----

4.Чувство неполноценности

1. Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,1

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

----

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

----

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Выводы и анализ полученных результатов диагностики.
В результате проведения диагностики были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1 -ого курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах. Тип темперамента Диаграмма 1 - Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка. Результаты второго тестиров ...

Вступление
Юношество и молодость - действительно “утро жизни”, что обеспечивает творческую производительность, вероятность как можно большей самореализации в течение последующего жизненного пути. Этот период является самым решающим в жизни человека, когда окончательно складывается фундамент ценностных ориентаций, вырисовывается проекция главных на ...

Опытно-экспериментальная часть
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формиру ...