ЗаключениеСтраница 2
Приложение 2
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Таблица 2 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1.Благоприятная семейная обстановка |
1. Общая деятельность всех членов семьи |
0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 | |
З. Изображение всех членов семьи |
0,2 | |
4. Oтcyтствие изолированных членов семьи |
0,2 | |
5. Oтcyтствие штриховки |
0,1 | |
6. Хорошее качество линий |
0,1 | |
7 Oтcyтствие показателей вpaждебности. |
0,2 | |
8.Адекватное распределение людей на листе |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
----- | |
2.Тревожность |
1. Штриховка |
0,1; 2,3 |
2. Линия основания - пол |
0,1 | |
3. Линия над рисунком |
0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 | |
5. Стирание |
0,1;0,2 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1 | |
7. Преобладание вещей |
0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей |
0,1 | |
10. Другие возможные признаки |
------ | |
3.Конфликтность |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
2. Стирание отдельных фигур |
0,1;0,2 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
0,2 | |
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур |
0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания рисунку |
0,1 | |
8. Преобладание вещей |
0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0,2 | |
10. Член семьи, стоящий спиной |
0,1 | |
11.Другие возможные признаки |
---- | |
4.Чувство неполноценности |
1. Автор рисунка непропорционально маленький |
0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 | |
4. Изоляция автора от других |
0,1 | |
5. Маленькие фигуры |
0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора |
0,1 | |
7. Отсутствие автора |
0,2 | |
8. Автор стоит спиной |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
---- | |
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 | |
4. Деформированная фигура |
0,2 | |
5. Обратный профиль |
0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 | |
8. Другие возможные признаки |
---- |
Гуманистическое направление в теории личности
Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология не представляет собой ...
Профессиография
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосо ...
Деловая беседа как форма управленческого труда
под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Разнообразны формы деловой беседы. К ним можно отнести и ми ...