Заключение
Страница 13

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Рис. 7 - Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика «Вырежи фигуры»

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рис. 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем).

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания

10 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм

6-7 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла

– все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл

– ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Рис. 8 - Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры»

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенок получает картинки, изображенные на рис. 9. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел картинку. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Рис. 9 - Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке»

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (таблица 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Таблица 5 - Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15


Подход Скиннера к психологии
Большинство создателей теорий личности (персонологов) работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал ...

Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
Перцептивная сторона общения заключается в восприятии внешних признаков собеседника, в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе его поступков. Свойства собеседника выражение лица собеседника (мимику); способы выражения чувств (экспрессию); жесты (пантомимику); позы, положение т ...

Факторы, способствующие психологическому развитию.
В своей последней книге «Новые измерения человеческой природы» (1970) Маслоу описывает восемь способов, по которым индивиды самоактуализируются, или восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации: 1. Концентрация. Обычно мы не очень осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Ясное воспиятие, внимательное отношение к жизни, к люд ...