Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Страница 2

Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины

Запущенность здоровья ребенка

характеризуется бездействием со стороны родителя по поддержанию или восстановлению здоровья ребенка. Это выражается в том, что родители отказываются от необходимых медицинских процедур, не покупают необходимые лекарства, ребенку дают заведомо неправильные либо не качественные лекарства, в случае серьёзной травмы не обращаются к врачу, не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу.

Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов добавляют к проявлениям пренебрежения нуждами ребенка недостаточное удовлетворение потребностей в физической и психологической безопасности, любви, познании, отсутствие должного обеспечения опекой и надзором, эксплуатацию ребенка непосильным трудом.

Следующим видом психологического травмирования детей является психологическое (эмоциональное) насилие – это хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка. Является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова разграничивают эмоциональное и психологическое насилие. Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне. Психологическое насилие –

это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, становится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности.

Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов проанализировали и представили нам конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учётом различных типов психологического насилия. Данные представлены в таблице.

Таблица 1.1 «Содержание действий взрослых при различных типах психологического насилия»

Игнорирование нужд ребенка

Отвержение

Угрозы и терроризация

Изолирование

Развращение

проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении.

выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жёсткой, несообразной возрасту критикой и т.д.

проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношению к ребенку.

формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение прав ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).

предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье. Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитаци ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...

Изменения в диапазоне и содержании мышления
За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание мышления — богаче и сложнее. Поскольку подростки теперь могут рассматривать противоречащие фактам ситуации, для них часто новым увлечением становится чтение научной фантастики и просмотр фантастиче ...