Выводы
Страница 1

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Для подтверждения моей гипотезы о влиянии типа акцентуации и ценностных ориентаций на агрессивность подростков (хотя это влияние и не имеет выраженности, но всё-таки имеет) я хотела бы привести следующие доводы, на основе проведенных мною исследований.

В ходе работы мне удалось выявить следующее:

- у большинства подростков испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить»;

- тип акцентуации характера, конечно, оказывает влияние на выраженность агрессивности подростков, но не предрасполагает к тем или иным видам агрессивного поведения, то есть у испытуемых с высоким показателем нормы агрессивности не обязательно преобладают какие-то определённые личностные акцентуации;

- в выборе ценностей подростки предпочтительны к более приемлемым в современном обществе ценностям, хотя остаётся процветающая тенденция грубого, агрессивного, не искреннего, единоличного (завышенная оценка своих возможностей, амбициозность) поведения подростков в той или иной ситуации.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Басса - Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим да нет

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет

8. Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести да нет

9. Мне кажется, я не способен ударить человека да нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствам да нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет

15. Я иногда бываю не согласен с людьми да нет

16. Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь да нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор да нет

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет) № п/п Наименование темы Всего Аудиторная работа Лекции Практические занятия Самостоятельная работа 4,5 – семестр‑120 часов 1. Бизнес как социокультурный инсти ...

Как родители влияют на образ «Я» ребенка
Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ «Я». Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребен ...

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности. Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. История развития и основные направления в бихевиоральной терапии
Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы Юнга, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». ...