Введение

В современном мире ежедневно дети подвержены риску психологического травмирования. Этому способствуют такие факторы как сложность экономической ситуации в семье, своеобразие семейного уклада, низкий образовательный уровень родителей и др. Также причиной психологического травмирования могут служить СМИ. Каждый день ребенок видит по телевизору сцены насилия, разврат и это естественно накладывает определенный отпечаток на его неокрепшую, не развитую и чувствительную психику. Но главным образом причиной психологического травмирования детей дошкольного возраста становится неблагоприятная обстановка в семье. Часто дети становятся свидетелями (а иногда и участниками) семейных конфликтов, на многих из них родители «разряжаются» после таких конфликтов, тяжелого дня или просто из-за плохого настроения. Следует особенно отметить детей из асоциальных семей (родители наркоманы, алкоголики, родители с криминальным прошлым или настоящим). Также факты психологического травмирования отмечаются в семьях, где наблюдается родительский инфантилизм, отвержение родителями ребенка.

Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений против детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17000 детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2000 детей оказываются жертвами убийств. Более 10000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного.

Разработкой программ и технологий психологического сопровождения детей, переживающих насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н.М.Платонова, Ю.П.Платонов, Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова, Н.К.Асанова, Т.И.Шульга, С. Я. Долецкий, Л.Берковец, Б.Барбара, Дж. Аллан, Х. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, Д. Финкелхор и др.

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия. Анализ анкетирования родителей показал, что каждый 2 ребенок в течение дошкольного детства переживал психологическую травму (рождение второго ребенка, развод родителей, госпитализацию, конфликты родителей). Следовательно, подавляющее число дошкольников в разные моменты своей жизни нуждаются в психологической помощи. Эту помощь могу оказать не только психолог, но и воспитатели дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования « Коррекционная работа с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении, перенесших психологическую травму».

Объект исследования:

психическое развитие детей, перенесших психологическую травму.

Предмет исследования:

особенности психического развития детей, перенесших психологическую травму.

Цель

исследования:

изучить психологические основы работы с детьми, получившими психологическую травму.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты проблемы работы с детьми, перенесшими психологическую травму.

2. Выявить группу детей с риском психологического травмирования в семье.

3. Спроектировать коррекционную работу с детьми, получившими психологическую травму

Методы исследования:

1. Теоретический анализ

2. Анкетирование родителей

3. Методика Р. Темлла, М. Дорки, В. Амена «Выбери нужное лицо»

4. Анализ графической методики Памфиловой М. «Кактус»

5. Проективная беседа Захарова А. И. «Боишься ли ты?»


Приложения
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 АДАПТИВНОСТЬ 1. Бывает, что я сержусь. 2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим. 3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда 4. Судьба определенно несправедлива ко мне. 5. Запоры у ...

Факторы, препятствующие психологическому развитию.
Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях в развитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающие личность ребенка. «Когда ...

VII стадия. Средняя зрелость (Взрослость) (эту и последующую стадии Фрейд не рассматривает)
Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека; приходится на средние годы жизни (примерно до 64 лет). Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны де ...