Методика “Классификация понятий”
Страница 2

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе других методик, также нацеленных на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, или конкретно обобщенности Мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ригидности (как трудности переключения с одного способа рассуждений н а другой), характера опосредствующих рассуждения понятийных связей.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ “КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ”

Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на от- дельной карточке.

рубль яблоня светлячок прожектор свеча

телевизор

керосиновая лампа электролампа фонарь сантиметр весы часы термометр радиоприемник лев тигр слон карп

голубь

гусь

ласточка

муравей

муха кит клоп огурец капуста свекла

барабан мяч

компас ботинки тетрадь пароход телега

лук

лимон

груша

яблоко примус

велосипед

платье грузовик самолет

глобус

электродуховка колесо

сазан (рыба) книга

кровать овощехранилище

пианино скрипка

щипцы

топор

ножницы

молоток

пила моряк уборщица доктор ребенок футболист солнце медведь луна электроплита

град кукла

тюльпан

подушка

шкаф

одеяло

буфет

дождь

роза

матрац

стакан

сосна

шапка

снег

ложка

вилка тарелка

Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые – подростки практически не допускали ошибок, отстаивали свои принципы объединения карточек в группы, причём логические доводы в пользу той или иной группы позволили судить от интересах и увлечениях школьников. К помощи экспериментатора испытуемые прибегали редко, предпочитая проводить необходимые объединения самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Всё выше перечисленное даёт основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщённости мышления, способны ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, использовать существенные связи между понятиями. Мышление испытуемых подростков характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Страницы: 1 2 


Профессионально важные качества работников МЧС
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что пожарные-спасатели, не обладающие достаточны ...

Социальные типы характера по Фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно о ...

Активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Среди наиболее активно развивающихся отраслей социальной психологии А.Л.Журавлев называет политическую психологию, экономическую психологию и этническую психологию. Политическая психология Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми и ...