Методика “Классификация понятий”
Страница 2

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе других методик, также нацеленных на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, или конкретно обобщенности Мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ригидности (как трудности переключения с одного способа рассуждений н а другой), характера опосредствующих рассуждения понятийных связей.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ “КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ”

Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на от- дельной карточке.

рубль яблоня светлячок прожектор свеча

телевизор

керосиновая лампа электролампа фонарь сантиметр весы часы термометр радиоприемник лев тигр слон карп

голубь

гусь

ласточка

муравей

муха кит клоп огурец капуста свекла

барабан мяч

компас ботинки тетрадь пароход телега

лук

лимон

груша

яблоко примус

велосипед

платье грузовик самолет

глобус

электродуховка колесо

сазан (рыба) книга

кровать овощехранилище

пианино скрипка

щипцы

топор

ножницы

молоток

пила моряк уборщица доктор ребенок футболист солнце медведь луна электроплита

град кукла

тюльпан

подушка

шкаф

одеяло

буфет

дождь

роза

матрац

стакан

сосна

шапка

снег

ложка

вилка тарелка

Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые – подростки практически не допускали ошибок, отстаивали свои принципы объединения карточек в группы, причём логические доводы в пользу той или иной группы позволили судить от интересах и увлечениях школьников. К помощи экспериментатора испытуемые прибегали редко, предпочитая проводить необходимые объединения самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Всё выше перечисленное даёт основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщённости мышления, способны ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, использовать существенные связи между понятиями. Мышление испытуемых подростков характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Страницы: 1 2 


Рекомендации по укреплению психического здоровья личного состава, создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности военнослужащих в мирное и военной время, предупреждение возникн
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества проф ...

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко)
Иванов Николай Яковлевич - научный сотрудник отделения подростковой психиатрии. Основное направление научных исследований: патохарактерологическая диагностика акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте, научная информатика в психиатрии и медицинской психологии. Личко Андрей Евгеньевич - доктор медицинских наук. Основное ...

Вступление
Юношество и молодость - действительно “утро жизни”, что обеспечивает творческую производительность, вероятность как можно большей самореализации в течение последующего жизненного пути. Этот период является самым решающим в жизни человека, когда окончательно складывается фундамент ценностных ориентаций, вырисовывается проекция главных на ...