Методика “Классификация понятий”
Страница 2

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе других методик, также нацеленных на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, или конкретно обобщенности Мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ригидности (как трудности переключения с одного способа рассуждений н а другой), характера опосредствующих рассуждения понятийных связей.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ “КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ”

Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на от- дельной карточке.

рубль яблоня светлячок прожектор свеча

телевизор

керосиновая лампа электролампа фонарь сантиметр весы часы термометр радиоприемник лев тигр слон карп

голубь

гусь

ласточка

муравей

муха кит клоп огурец капуста свекла

барабан мяч

компас ботинки тетрадь пароход телега

лук

лимон

груша

яблоко примус

велосипед

платье грузовик самолет

глобус

электродуховка колесо

сазан (рыба) книга

кровать овощехранилище

пианино скрипка

щипцы

топор

ножницы

молоток

пила моряк уборщица доктор ребенок футболист солнце медведь луна электроплита

град кукла

тюльпан

подушка

шкаф

одеяло

буфет

дождь

роза

матрац

стакан

сосна

шапка

снег

ложка

вилка тарелка

Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые – подростки практически не допускали ошибок, отстаивали свои принципы объединения карточек в группы, причём логические доводы в пользу той или иной группы позволили судить от интересах и увлечениях школьников. К помощи экспериментатора испытуемые прибегали редко, предпочитая проводить необходимые объединения самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Всё выше перечисленное даёт основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщённости мышления, способны ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, использовать существенные связи между понятиями. Мышление испытуемых подростков характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Страницы: 1 2 


Фромм: гуманистическая теория личности. Биографические сведения
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. На формирование взглядов Фромма оказало огромное влияние изучение трудов Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей. Эрих ...

Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях. Сущность детской креативности
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решен ...

Личность и социализация
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной ...